В жизни архиепископа Иоанна (Шаховского) было множество серьезных перемен, связанных в том числе и с материальным благосостоянием. Родился он в богатой княжеской семье, но был лишен имущества большевиками. В годы гражданской войны воевал на стороне белых как простой доброволец, а после ее окончания был вынужден эмигрировать. В эмиграции получил образование, признание своего литературного дара и достойную работу в русском журнале, но оставил все ради монашества. О том, как владыка рассуждал о бедности, богатстве и собственности с точки зрения христианской философии, читайте в статье.
Бедность и богатство
По мнению архиепископа Иоанна, вредным и опасным является не само материальное благополучие или его отсутствие, а отношение человека к нему. Возвышение души доступно и богатым, и бедным. И препятствия к этому возникают и у тех, и у других. Разные по сути, но одинаково опасные для души.
Бедняк, мучимый завистью к богатым, сам страдает похотью богатства. Это не благословенная евангельская бедность, но полная ее противоположность. Человек, который ставит богатство выше человеческого достоинства, каким бы ни был его достаток, отравлен богатством.
Обладающий богатством должен воспринимать себя не его владельцем, а управителем (см. Лк. 16:1). Всякое обретенное человеком богатство на деле принадлежит Богу и лишь вверяется человеку в пользование.
В христианстве невозможна положительная или отрицательная нравственная оценка богатства или бедности самих по себе. Но есть однозначное зло, происходящее из двух этих условий жизни: желание устроения своей жизни сугубо вокруг материального благополучия.
Христианам, вне зависимости от достатка, следует стремиться только к одному: подлинному освобождению духа во Христе. Опасающимся соблазнов особенно важно не допускать развития в себе пороков зависти, скупости, эгоизма и алчности.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В конечном итоге, по мнению арх. Иоанна, по материальному благополучию мир делится на три группы: бедные безбожники, богатые безбожники и христиане. Бедный безбожник будет роптать от нищеты, богатый безбожник будет упиваться достатком и, преумножая его, идти по головам.
И бедный, и богатый христианин понимают, что для вечности они равны. А потому зависть или пренебрежение между ними невозможны. Мирские границы между богатством и бедностью стираются, и вместо них появляются новые границы духовного богатства.
Архиепископ Иоанн оставил нам афоризм-маркер, определяющий, по-христиански ли мыслит человек: “Бедные могут обогащать богатых, а богатые – обеднять бедных”. Нехристианин увидит здесь эксплуатацию бедных богатыми. Христианин, зная примеры святых, поймет, что речь здесь идет о том, что бедный материально может духовно обогащать материально богатого человека. А бедный в нравственном смысле богач может духовно опустошать бедного материально.
Собственность
Архиепископ Иоанн составил 19 пунктов, в которых определяет философию христианского отношения к собственности. Далее кратко приведена их суть:
- Человеку может принадлежать только то, что принадлежит Богу. Весь мир – владение Божие, и только Он является источником любой власти.
- Человек, не желая признать власть Божию, подобно Адаму прячется от Него. Но современный человек прикрывается “свободой”, “общественной и частной собственностью”, “экономическими законами” и т.д.
- В основе всякой сложности должна быть простота. Все должно быть подобно сложной гармонии оркестра, выстроенной из простых инструментов. Гармония оркестра – сферы человеческой жизни, а инструменты – законы Божии.
- Мир всегда принадлежал, принадлежит и будет принадлежать Богу, какие бы силы в нем временно не правили.
- Человеку дается “талант” – круг физической жизни душевных способностей и духовных возможностей. Человек призван его разрабатывать, а не закапывать.
- Всякая собственность земли кратковременна и пресыщена печалями (см. Иов 14:1).
- Собственности у человека меньше, чем он думает. На деле часто не миллионер обладает миллионами, а они им.
- Собственности у человека больше, чем он думает. Каждый глоток воздуха – собственность человека. И куда более важная, чем деньги, поскольку непосредственно поддерживает его жизнь.
- Чтобы войти в гармонию с миром, человек должен признать власть Бога.
- Трезвый человек понимает, что его “собственность” – относительное явление.
- Падшее человечество привязано к преходящим ценностям и не может выйти из этого состояния, поскольку всегда находится что-то, что оно предпочитает Богу.
- Жизнь человеческая в наивысшем проявлении – жизнь, преданная Богу.
- Порядок временной жизни дан как лестница для перехода в вечность. Уже на земле стоит учиться жить в вечности.
- Материальный мир – первичная точка опоры на пути к Богу.
- Материальный мир для бескорыстного человека – бесконечно удобная возможность Спасения.
- Благословенна собственность, основанная на любви к Богу.
- Евхаристическая собственность – все, за что люди могут благодарить Бога. Через благодарение Бога за жизнь и за все прочее человек приходит к Спасению. Верх благодарения Бога достигает предела в Евхаристии.
- Собственность есть проводник любви Божией и человеческой. Но люди часто делают ее проводником ненависти.
- Человек призван к обладанию (Быт. 1, 28) землею, человек должен наследовать (Мф. 5, 5) землю.
Архиепископу Иоанну в его земной жизни были знакомы и богатство, и нищета. Он жил в Российской Империи, РСФСР, Сербии, Франции, Германии и США. Он соприкасался с абсолютно разными и даже полярными культурами и идеологиями. Поэтому вышеизложенные мысли этого выдающегося человека – монаха, философа и писателя – и по сей день остаются актуальными в любом обществе.