Ранее у меня уже были выпуски про другие коллективы мелодичного дэт метала: Children Of Bodom, Soilwork и At The Gates, вот я и подумал – при таком раскладе далее обходить стороной Arch Enemy просто напросто нельзя. Как и почти все широко известные мелодэт группы, Arch Enemy являются шведской группой; образованы в 1995 в небольшом городе Хальмстад. За эти годы группа прошла очень долгий путь. Первые три альбома у них на вокале был Johan Liiva, тогда они были весьма андерграундной группой, но со своей спецификой. Следующие пять альбомов группа завоёвывала метал-мейнстрим и стали наиболее влиятельной фронтвумен метал группой, благодаря немецкой вокалистке Angela Gossow. Современные арчи – с канадской вокалисткой Alissa White-Gluz, с ней было выпущено 2 альбома, третий на подходе. Основателем и лидером Arch Enemy является гитарист Michael Amott.
Предыстория
Предыстория арчей не совсем типична, да и во многом появление группы является результатом чередой случайностей. Michael Amott начинал с андерграундной дэт метал группы Carnage, там же был Johan Liiva, в роли поющего басиста. В 1990 году у них выходит единственный альбом, в том же году Michael Amott покидает проект, а годом позже Carnage распадаются. Далее происходит неожиданное: заграничный лейбл высматривает Амотта и тот становится частью британской группы Carcass. Аммот участвовал в записи двух альбомов Carcass, в том числе и Heartwork, который является одним из ранних мдм альбомов и во многом обязан своим существованием именно благодаря Амотту и смекалке лейба, который вовремя сообразил, что сейчас в самом начале становление нового жанра и на этом можно подняться (плюс ещё обложка от великого и ужасного Гигера). После выхода Heartwork Амотт покидает Carcass, решает завязать с металом и уйти в стоунер рок. Так появляется группа Spiritual Beggars и их два альбома. Так бы оно скорее всего и продолжалось, если бы на Амотта не вышел другой лейбл и не предложил бы ему записать ещё один альбом в духе Heartwork. Уговор был на то, что это не будет полноценная группа, а проект одного альбома. Так и появился Arch Enemy. Вторым гитаристом стал младший брат – Christopher Amott, вокалистом стал Johan Liiva из Carnage, а ударником стал Daniel Erlandsson – младший брат Adrian Erlandsson, барабанщика At The Gates. Записью бас-гитары в студии занимался Амотт, на концертах на бас-гитаре играл Лиива.
Андеграундный период с Лиивой
Честно говоря, очень долгое время ненавидел вокал Лиивы, но со временем всё же смог к нему привыкнуть. Звук на этих альбомах был достаточно шумный, что тоже может многих оттолкнуть. В целом, они тут были относительно типичной андерграундной метал группой. Ну и хорошо известная ситуация: очень часто те, кому нравятся альбомы с Лиивой – не нравится дальнейшее творчество, и наоборот.
Black Earth (1996)
Не смотря на то, что альбом получил положительные отзывы, альбом не выстрелил (...почти). В принципе, оно понятно почему: в 96-ом мелодэт безоговорочно доминировали At The Gates, Dark Tranquility и In Flames, да и дебютник арчей достаточно сильно отличался от того, что тогда было востребовано, особенно в плане вокала. Неожиданно, клип Bury Me An Angel на японском MTV стал крайне популярен, из-за чего альбом стал весьма успешен в Японии. Благодаря этому было решено Arch Enemy не распускать, а продолжать дальше. Вроде бы даже самые первые выступления группы были именно в Японии, но это не точно. А так, относительно прямолинейный, но по-своему хороший альбом.
Stigmata (1998)
Ко второму альбому у арчей появился постоянный басист, Martin Bengtsson. Так же, это единственный альбом группы с иным ударником, здесь за барабанной установкой сидит Peter Wildoer. Второй альбом был существенно более продвинутый чем дебютник, но в остальном же стилистически достаточно похожий на него. Как на мой вкус, то Stigmata сильно выделяется по качеству материала среди раннего творчества, да и лучше многих дальнейших релизов.
Burning Bridges (1999)
Daniel Erlandsson вернулся в группу, а новым басистом становится Sharlee D'Angelo, ранее уже игравший с Амоттом в Spiritual Beggars. На мой взгляд, альбом ужасен и очень долгое время был их худшей пластинкой. Вокал Лиивы стал существенно хуже, появились неуместные элементы хард рока, звук стал очень лёгким. В прочем, многим нравится. В поддержку этого студийного альбома был снят клип на The Immortal, а так же вышел концертный альбом Burning Japan Live 1999.
Дорога к успеху, период с Анжелой
В 2000 году Лиива покидает Arch Enemy поскольку группа была недовольна его излишне флегматичными концертными выступлениями. Angela Gossow была немецким журналистом и, беря интервью у Амотта, передала ему свои демо записи. Амотт её запомнил и когда пришло время проб на роль нового вокалиста, пригласил её принять участие. Arch Enemy никогда не планировали стать фронтвумен группой, но к удивлению всех музыкантов Анжела порвала всех конкурентов, с большим отрывом. Анжела стала крайне важной персоной в истории становления тяжелой музыки – благодаря ней навсегда изменилось отношение к женщинам в подобной музыке. Женский вокал вообще был редкостью для метала, а когда появлялся, то практически всегда разыгрывалась женственная карта. Анжела не стала носить красивых нарядов и петь чистым, вместо этого у неё был весьма брутальный образ, а так же крайне агрессивный скриминг и гроулинг. Думаю, можно смело сказать, что вокал Анжелы – наиболее напористый и быкующий в истории мелодэта. Конечно, Анжела не была первой кто пробовал протащить женский экстрим вокал в метал, но она стала первой кому это удалось. Лирика тоже поменялась: теперь идеология анархизма стала занимать существенную часть текстов. Ну и дело всё же не только в смене вокалиста: группа наконец-то смогла полностью раскрыть себя и в музыкальном плане.
Wages Of Sin (2001)
Четвёртый альбом был похож на предыдущее творчество арчей, но в то же самое время крайне сильно отличался. Смена вокала и частичный отказ от более прямолинейной трэш метальной долбы приблизил группу ближе к стандартному дэт метал звучанию, но при этом музыка стала более легкодоступной из-за высокого качества записи. Стиль мелодизма остался почти что тем же, но само наличие мелодики стало органичнее и естественнее чем на предыдущих релизах. К тому же, Wages Of Sin вышел когда классический мелодэт резко пошел вниз и стал стремительно загибаться, так что данный альбом можно считать своего рода спасителем жанра. Дела группы резко пошли вверх. На Ravenous был снят клип.
Anthems Of Rebellion (2003)
Наиболее мрачный и пессимистичный альбом группы, да и доля мелодизма здесь в среднем чуть меньше чем на остальных альбомах с Анжелой. Значительная часть мрачняка нагоняется лирикой: много текстов с антиутопичной тематикой и дистопичным грузняком, а так же просто оголделой мизантропии. В поддержку альбома вышли клипы на We Will Rise и Dead Eyes See No Future. В паре песен альбома младший Амотт немного подпевает чистым. Склоняюсь к мнению, что это их лучший альбом, хотя слушать от начала до конца (не игнорируя тексты) это конечно грузняк. В прочем, в текущем десятилетии актуально как никогда.
Doomsday Machine (2005)
Наверное не самый лучший альбом с Анжелой, но тоже хороший релиз. К тому же, именно с этого альбома они стали закрепляться в метал-мейнстриме. Не депрессивный как предыдущий, но весьма некротичный, настроение альбома вполне в духе обложки. Наверное главной проблемой релиза было то, что альбом начинается с нескольких очень ярких хитов, но затем становится существенно более ровным. Вышли клипы на Nemesis и My Apocalypse. После выхода релиза Christopher Amott покидает группу, его заменяет Fredrik Åkesson, но к началу работы над следующим альбомом Кристофер возвращается обратно.
Rise Of The Tyrant (2007)
Наверное последний альбом группы который можно назвать классическим. Во многом напоминает Wages Of Sin, явно возвращение к тому звучанию. В поддержку это студийного альбома вышли клипы на Revolution Begins и I Will Live Again, а так же концертный альбом Tyrants Of The Rising Sun, вновь запись выступления в Японии. Rise Of The Tyrant определённо был успешным альбомом, пускай и некоторым не нравился звук.
The Root Of All Evil (Compilation) (2009)
Сторонний релиз который нельзя обойти стороной, Арчи решили перезаписать часть песен с альбомов с Лиивой. Плюсы данного релиза более чем очевидны: хорошее качество записи и Анжела на вокале. В результате, практически все песни или лучше оригиналов или примерно на одном уровне. Не то, чтобы всё прям огонь, в целом это крутая вещь и определённо находка для тех, кто не переносит Лииву, но хотел бы заценить их наиболее ранние вещи, да и в те годы для многих эта компиляция была первой пробой творчества арчей до Wages Of Sin. И кстати, данный релиз только дополнительно подчеркивает, что на инструментальном уровне музыка особо сильно не менялась – чуток грубее и топорнее, но не более того. В поддержку релиза вышли клипы на Beast Of Man и Dark Insanity (второй в живом исполнении).
Khaos Legions (2011)
Тогда альбом многие восприняли негативно, но с годами похоже, что Khaos Legions стали воспринимать лучше чем раньше. В конце концов, последний альбом с Анжелой, тогда такого даже предположить никто не мог. Не могу сказать чего-то особо плохо на счет этого альбома. Появилось относительно много влияний хэви метала из-за чего ощутимо снизился общий темп музыки, что и стало причиной нападок на альбом. На мой взгляд, Khaos Legions получился примерно на одном уровне с Doomsday Machine – определённо хороший, но не из их выдающихся работ. В поддержку альбома вышли клипы на Yesterday Is Dead And Gone, Bloodstained Cross, Under Black Flags We March и Cruelty Without Beauty.
Современное творчество с Алисой
Пришло время для Анжелы начать её семейную жизнь и она решила, что не может совмещать это с гастролями. Анжела уходит в менеджмент, в том числе и менеджер Arch Enemy. По личной дружбе, на замену приглашается Alissa White-Gluz из канадской мелодик металкор группы The Agonist. Не хочу сильно гнать на Алису, ей досталась крайне тяжелая роль замены Анжелы, но на мой взгляд она не справляется и дружба этих женщин была слишком уж большим фактором в выборе следующей фронтвумен. Отдельно хочу отметить, что как по мне, то сами The Agonist только выиграли от ухода Алисы: во-первых, их новая вокалистка Vicky Psarakis лучше Алисы, во-вторых благодаря этому манёвру The Agonist получили большую огласку. В прочем, мои главные претензии вовсе не к Алисе, а к группе: музыка пошла стремительно вниз. К тому же, до Анжелы группу покидает Christopher Amott. Новым вторым гитаристом становится Nick Cordle.
War Eternal (2014)
Надо признать, они тут явно пытались не ударить лицом в грязь и у них это даже частично вышло. Но. Большая часть материала достаточно скучная. Не смотря на конкретный раскол фанатов на разные лагеря, группа явно решила вложится в раскрутку этого студийного альбома: вышли клипы на War Eternal, You Will Know My Name, No More Regrets, Stolen Life (аж две разные версии) и Time Is Black, а так же концертный альбом As the Stages Burn!, на этот раз запись с фестиваля Wacken. После выхода альбома Nick Cordle покидает группу, новым гитаристом становится Jeff Loomis.
Will To Power (2017)
Видимо War Eternal был своего рода промежуточным альбомом, а здесь они окончательно перешли к новой стилистике. И это ужасно, худший их альбом. От мелодэта тут уже относительно мало чего осталось, доля хэви метала стала нереально зашкаливать, а сама группа по большей части превратилась в то, за не похожесть на кого во своё время арчи выстрелили в нулевые. Вышли клипы на The World Is Yours, The Eagle Flies Alone, The Race и Reason To Believe. Однако, в ретроспективе можно сказать, что арчи всё же добились своего и теперь уже очень много новых фанатов которые знают данную группу только по современному периоду с Алисой или по крайней мере видят его как наиболее важная часть их творчества.
29 июля этого года выходит одиннадцатый альбом группы с многообещающим названием Deceivers. Что нас ждёт? Посмотрим. Хотелось бы чтобы оно было лучше чем Will To Power, но не уверен, что стоит ожидать большего.
#музыка #рок #метал (музыка) #обзоры