Я работаю кассиром в супермаркете. Помню лихие 90-е, когда была школьницей. Полки магазинов подолгу стояли пустыми, а цены на скудный ассортимент могли за ночь взлететь в 10 раз. Нам с мамой тогда пришлось несладко. Зато успели выучить, что такое девальвация, деноминация, инвестиции. За годы жизни при капитализме узнали и термин «санкции». Хотя от бедности и нищеты такое знание экономики спасает редко.
Лихие времена
Современное российское поколение, в частности мой сын семнадцати лет, выросло в среде изобилия: были бы деньги – купить можно все. Но приходят новые времена и с ними перемены.
Накоплений у нас почти нет. Когда боишься инфляции и связан кредитами – что копить? Наши деньги – это моя зарплата и мамина пенсия.
Кризиса ждали последние два года с 2020-го, пока продолжалась пандемия. Было понятно, что даже временное закрытие школ, больниц общего профиля, приостановка деятельности предприятий и учреждений к росту экономики и финансов не приведут.
Безработица, связанная с распространением торговли на вынос и удаленного обслуживания покупателей продуктовых магазинов, волной прошла по нескольким слоям населения. Но нашу семью это, к счастью, не коснулось.
Неожиданные или предсказуемые трудности
Когда узнали о санкциях в связи со спецоперацией на Украине, надеялись, что нас это не затронет. Мы считали, что проблемы импортозамещения важны только для бизнесменов и руководителей производства.
Сахаром успели запастись. Что еще самое необходимое для выживания?
Выросшие в СССР, мы до сих пор думаем, что производить отечественные товары – самый верный способ быть независимыми от Запада. Однако все оказалось куда сложнее.
Маме в 2019 году сделали операцию в связи с онкологией, и теперь она должна постоянно принимать таблетки L-Тироксин 50 Берлин-Хеми производства Германии в качестве профилактики рецидива. Альтернативы этому препарату среди продукции российской фармацевтики нет.
Я стала искать лекарство в других городах, писать знакомым, родственникам. Ездила в областной центр, ходила по аптекам. Ничего не нашла. Здоровье мамы оказалось под угрозой.
Выживание на грани или поиск вариантов?
Только через две недели наши родственники в Пермском крае нашли в аптеке несколько пачек препарата и прислали нам. Теперь мама в безопасности, по крайней мере, на год.
На этой неделе директор магазина, где я работаю, сказал, что возникли проблемы с закупкой кассовой ленты. Ее фирма-производитель находится в США, а российская фабрика после объявления санкций приостановлена. Надеюсь, что из-за этого не останусь без работы. Директор у нас бывалый, выход найдет.
История и кризисы должны учить не только выживать, но и жить. Разумеется, учат они лишь того, кто хочет учиться.
Два месяца назад сын нашел подработку в интернете. Сестра – учитель из Гомеля – написала, что освоила профессию верстальщика, а я изучаю, что такое маркетинг в электронной торговле.
Сейчас мне кажется, что запасливый человек – это тот, кто имеет запасной вариант, а не сахар с гречкой на балконе!