Найти тему
ПСИХ инфо

Мой ребенок не слушается. Программа следования

Бывает так, что на консультацию приводят деток, которые не готовы сотрудничать. Они хотят все делать только так, как сами решили. Взрослого такой ребенок воспринимает как такого же ребенка, как и он сам.

Проводить занятия в этом случае довольно сложно.. это я не буду.. это я не хочу.. это мне скучно.

Это типичный пример , когда нарушена важная функция для развития психики ребенка — следование за взрослым.

Поведение следования — это очень важная программа. Это часть программы привязанности.

Поведение следования начинается с передвижения в пространстве и продолжается в подражании. Именно через подражание родителям ребенок усваивает самые важные умения в жизни: ходить, говорить, играть, манипулировать с предметами. Послушание, кстати, тоже одно из проявлений поведения следования.

Что можно сделать, чтобы восстановить эту программу у детей и подростков.

С маленькими (3-4 года ) хорошо помогает песочная терапия. Вместо песка я использую манку. Насыпаю ее на лист А4, делаю две горки, одна для меня, другая для ребенка.

Я рисую на поверхности песка буквы, фигуры, а ребенок повторяет за мной.

Могу построить игру на песке, и попросить ребенка построить свою игру.

— у меня на острове будут жить вот эти звери.. а у тебя кто?

С детками постарше можем рисовать определенный рисунок вместе.

Например, рисунок » моя радость», » моя грусть», рисунок человека…

Могу показывать, как рисовать сложный рисунок, а задача ребенка повторять.

С подростками (13-18лет) могу вместе выполнять упражнения: сначала я, потом ребенок. Это могут быть упражнения с МАК , разные техники, например:

  • упражнение на речевую креативность — в течении 1 минуты говорить только существительные или глагол
  • упражнение «метафоры» — мы придумываем метафоры к сложным понятиям: свобода, справедливость, уверенность, добро и тд. . Я подбираю свой вариант, объясняя почему. Ребенок придумывает свой вариант, следуя за мной.. Слова можно подобрать исходя из конфликтной, сложной для ребенка ситуации, если подросток борется за свободу — можно подобрать метафоры к этому слову и потом обсудить)
  • упражнения с МАК — достаем по очереди картинку и рассказываем историю.

Это достаточно интересные упражнения, и полезны еще тем, что ребенок видит как смотрит на мир взрослый…

Иногда мы говорим и с подростками и с детьми на тему кто такие взрослые и кто такие дети. Чем они отличаются друг от друга.

Есть очень хорошая книга, называется «праздник непослушания». Когда взрослые сговорились и ночью покинули город. А дети остались сами по себе.. Хотел бы ваш ребенок оказаться в таком городе??

Можно пофантазировать с ребенком, что было бы, если с ним такое случилось.

Могу играть с ребенком, разговаривать, при этом создавая совершенно безопасное пространство. Ввожу новые правила в нашей игре, очень простые, доступные. И наблюдаю, как ребенку удается их выполнять. Если не удается, я помогаю ему , подсказываю. Например, в песочной терапии, я построила свой мир, со своими игрушками, поставила забор , говорю надо постучать, прежде чем прийти ко мне в гости. Ребенок может сразу не усвоить это правило. Я буду повторять это правило, иногда останавливать его «вторжение».. главное это делать спокойно и по доброму.

Когда мы с ребенком играм ил разговариваем, я не пытаюсь быть равной, быть такой «подружкой» для него, и в то же время я достаточно доступна для ребенка и открыта для диалога. Это очень важный баланс в отношениях с ребенком. Например, могу рассказать личную историю, поделиться переживанием, рассказать что я делаю когда боюсь чего-то..

В общении с ребенком я проявляюсь как человек взрослый, но не использующий свою власть в деструктивной форме. И достаточно контенирующая — то есть выдерживающая капризы, недовольства, сопротивления ребенка с достаточной включенностью и достаточным спокойствием. Ребенок может мне заявить «я не буду делать это упражнение» и я буду искать пути решения этого конфликта. Я не уступаю сразу, предлагаю варианты, терпеливо жду.. где-то настаиваю. Ребенок может сказать «я вообще не буду ничего делать». Я говорю «хорошо», я позвоню маме, она тебя заберет. Пока едет мама, мы можем вдвоем молчать и ничего не делать. Редко, конечно, но такое тоже случается. И я знаю, что надо выдержать. Не надо уговаривать, упрашивать, заинтересовывать. Ребенку важно понять, что контакт надо строить вместе. То есть, уметь договариваться. Если не будет диалога, будет такое молчание.

Вот то, что важно проживать ребенку, чтобы быть готовым следовать за взрослым. Учиться у него, подражать ему.

Итак, чтобы восстановить поведение следования, (то есть поведение ребенка, когда он признает авторитет взрослого, когда доверяет ему, следует за ним, выполняет правила и в достаточной мере слушает взрослого):

  • создаем безопасное пространство
  • играем в совместные игры, где ребенок может подражать взрослому, делать что-то по образцу
  • поговорить на тему кто такие дети и кто такие взрослые
  • вводить доступные понятные правила в игре и помогать ребенку их освоить
  • давать возможность отрабатывать новые навыки, повторить новый навык
  • быть доступным и открытым, и в то же время не играть в «подружку» или «своего парня»
  • выдерживать недовольства и манипуляции без обид, как взрослый, показывать возможные последствия поведения ребенка.

--

Автор статьи: Ештокина Евгения (психолог)

Источник: https://psyh.info/article/detskaya-psihologiya/moj-rebenok-ne-slushaetsja-programma-sledovanija.html