Найти в Дзене
Наука сегодня

Летом неподалеку от Москвы стартуют испытания экзотической машины – трактора на топливных элементах.

Модель: ИОН-005
Модель: ИОН-005

Новинка будет использоваться во всех видах полевых работ: подготовке почвы, посеве, сборе урожая и даже его транспортировке. Самое любопытное, что созданы опытные экземпляры водородных тракторов на базе обычных машин с ДВС. Транснациональный производитель сельхозтехники «зеленое топливо ЗТ» решил выпустить в поле экспериментальный трактор «ЗТ-021». Он создан на основе серийной модели «ЗТ-11». В переделке машины на питание от водорода принимали участие специалисты исследовательского центра компании «РОЗТ». Последняя версия трактора, названная «ион-005», дебютировала в ноябре 2011 года на крупнейшей сельскохозяйственной выставке «Agritechnica» («Агротехника») Почти бесшумный «ион-005» оснащен тремя блоками топливных элементов суммарной мощностью 100 кВт. Они поставляют ток двум электромоторам с максимальной мощностью по 100 кВт каждый. Один из них используется для движения, второй – для привода вспомогательного и навесного оборудования через гидравлическую систему. По максимальной скорости (50 км/ч), тяге и производительности гидросистемы (113 л/мин) новый водородный трактор сравним со 120‑сильными дизельными моделями, сообщают изобретатели. Для сглаживания пика потребления энергии на борту машины имеется аккумулятор емкостью 12 киловатт-часов и мощностью 50 кВт. Топливо хранится в газообразном виде под давлением 350 атмосфер. Бак вмещает 8, 2 килограмма водорода. Этого достаточно для трех часов работы в поле. В минувшем году по ряду выставок успел поколесить первый в мире прототип водородного трактора на топливных элементах, созданный годом ранее. Этот трактор носил то же наименование – «ЗТ-05», но был предназначен лишь для проверки работоспособности идеи. Нынешняя же модель претендует на практическое использование. Прежний образец располагал двумя блоками топливных элементов общей мощностью 50 кВт. Его бак вмещал лишь 2, 4 килограмма водорода. При этом использованные в нем электромоторы вдвое уступали моторам нынешней версии по мощности и крутящему моменту. Вторая версия оказалась серьезно переделана. Она не просто мощнее, но и больше приспособлена для взаимодействия с широким спектром сельскохозяйственного оборудования. Инженеры собираются установить на территории экспериментальной фермы емкость для хранения водорода и компрессор для заправки трактора. Водород предполагается получать несколькими путями. Первый метод – электролиз воды при помощи электричества, получаемого от солнечных батарей. Второй – паровой риформинг природного газа, а также биогаза , вырабатываемого на самой ферме. Третий – анаэробное брожение биомассы с получением смеси газов, в том числе и водорода.