Найти тему
Хакнем

Как долго Европа протянет без российского газа?

Оглавление

Этот вопрос стал особенно актуальным после того, как Евросоюз официально заявил об отказе от российского голубого топлива в ответ на требование руководства России вести расчеты за поставки в рублях. И вопрос этот отнюдь не риторический.

Современная Европа ежегодно импортирует около 400 млрд куб. м газа. При этом половина импорта приходится на Россию. Совершенно очевидно, что в одночасье найти замену российскому газу будет непросто.

Но в Брюсселе не унывают.
По плану Еврокомиссии, который был обнародован в минувшую пятницу, нужно просто сократить потребление голубого топлива. Например, в радиаторах и кондиционерах. По мнению аналитиков Еврокомиссии, это
позволит ежегодно экономить примерно 14 миллиардов кубометров газа. Кроме того, надо активнее продвигать биометан, то есть газ, получаемый в результате разложения биомассы, например, навоза, а заодно развивать альтернативную энергетику, основанную на использовании ветра и солнечных лучей. Это еще примерно 25 миллиардов кубометров экономии каждый год.

Однако многие независимые эксперты полагают, что ничего из этой затеи не выйдет. Попытка отказаться от газа в радиаторах и кондиционерах приведёт лишь к резкому увеличению потребления электроэнергии. А значит, к регулярным перебоям с электричеством и повышению его стоимости. К такому выводу пришел старший аналитик компании BCS Global Markets Рональд Смит.
Нечто подобное в Европе уже произошло в прошлом году, когда цены на электричество резко пошли вверх. А без поставок российского газа Европу и вовсе ждет энергетический коллапс, и никакой навоз и энергия ветра европейцев не спасут.

Об этом же предупреждает и немецкий эксперт в области строительства и энергетики Ламия Мессари-Беккер. По её словам, сокращение потребления газа бумерангом отразится на многих отраслях экономики Германии, особенно на химической, цементной и металлургической. Остановка этих предприятий автоматически повлечет за собой и массовые увольнения - полмиллиона человек могут лишиться рабочих мест.

Не спасёт и сжиженный природный газ (СПГ), на который так уповает официальный Брюссель. И дело не только в том, что он значительно дороже. СПГ нужно где-то хранить, а мощностей в Европе явно не хватает. В той же Германии, например, они только строятся. Но даже когда все терминалы будут построены, их хватит для хранения 20 млрд куб. м газа в год, чего явно недостаточно.

Вывод из всего вышесказанного неутешителен: сокращение поставок российского газа больно ударит и по экономике многих европейских стран, и по уровню жизни миллионов граждан Евросоюза. И первые признаки приближающихся проблем налицо.

В Латвии, например, цены на газ для потребителей уже взлетели вдвое. Местные политики весьма обеспокоены тем, как латвийская экономика и жилищно-коммунальный сектор смогут функционировать с такими ценами. А местные энергетики ищут способы увеличить количество древесины, дабы заменить голубое топливо.

В Германии многие жители уже сейчас всерьез задумываются над тем, как отапливать свои дома зимой, если российского газа не будет. В сети полно комментариев на эту тему, и лейтмотив высказываний таков: надо запасаться дровами уже сейчас, пока цены на них не взлетели до небес.

А вот на бензин цены уже зашкаливают. В Великобритании, например, литр бензина стоит 2,2 доллара, или 167 пенсов, дизельное топливо еще дороже. И это, уверяют британские экономисты, далеко не предел.

Такая же картина и на континенте. В Париже литр бензина стоит 2,25 евро, хотя еще пару месяцев назад его стоимость не превышала двух евро. В Испании стоимость дизельного топлива возросла более чем на треть и достигла абсолютного максимума – два евро за литр.

Подорожание топлива моментально отразилось на ценах в супермаркетах. И, естественно, не в лучшую для покупателей сторону. Кроме того, во многих городах Европы потребители отмечают повышение стоимости курьерских услуг.

Одновременно с ростом цен с полок магазинов в Греции, Хорватии, Франции, Испании и других стран исчезли некоторые товары, например, подсолнечное масло, соль и мука.
В
Италии впервые со времен Второй мировой войны покупатели столкнулись с дефицитом макаронных изделий.
А в некоторых районах
Германии, например, в Тюрингии, граждане на полном серьезе обсуждают возможность введения ограничения на покупку тех или иных товаров. К примеру, ходят упорные слухи о том, что мясо и молоко можно будет покупать только один раз в неделю, и то по завышенным ценам.

Впрочем, несмотря на поток негативных сообщений о состоянии потребительского рынка в странах Евросоюза и мрачные прогнозы на ближайшее будущее, непредвзятого наблюдателя не оставляет ощущение, что вся эта истерия искусственно нагнетается с какими-то пока не очень понятными целями.
Как-то не верится в то, что реальные разногласия между Россией и коллективным Западом настолько непреодолимы.
В конце концов, даже в эпоху холодной войны между СССР и западными странами никогда не прекращались торгово-экономические отношения, носившие, кстати, взаимовыгодный характер.

Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

Почему же сейчас не получается найти разумный компромисс, чтобы не доводить ситуацию до абсурда? Или его сознательно никто не ищет?

Автор: #сергей_холодов , историк, публицист, автор книг и статей по истории России и зарубежных стран.

Подписывайтесь на канал Хакнем по ссылке

-2

Напишите нам на почту: story@haknem.com, если хотите опубликовать свой пост в нашем канале