(1208-1552 гг.)
Золотая Орда (Улус Джучи)
После захвата монгольскими войсками Волжской Булгарии и русских княжеств возникает новое государство – Золотая Орда (Улус Джучи) – великая татарская держава, оказавшая сильнейшее воздействие на историю и культуру евразийских народов, мировой цивилизации в целом. Считается, что Золотая Орда (Улус Джучи) возникла в 1208 году, когда Чингисхан разделил свои владения между сыновьями.
Причем большую часть этих владений еще предстояло покорить. Сын Джучи – Бату в 1236-1242 годах, существенно
расширил территорию выделенного ему улуса.
Территория Золотой Орды простиралась от Дуная на западе до Иртыша на востоке, от Дербента и Хорезма на юге до Прикамья и Причулымья на севере.
На Средней Волге и Нижней Каме находились земли бывшей Волжской Булгарии – одного из самых развитых улусов Орды с несколькими довольно крупными городами (Болгар, Кашан, Керменчук,
Джукетау, Казань и др.), а также десятками мелких городов и сотнями поселений.
В 1257-1259 годах в целях укрепления ханского владычества на Руси и других
завоеванных землях была произведена перепись подвластного населения, введено единое
подворное налогообложение и установлено выполнение различных повинностей (ямской,
воинской и других), учрежден институт баскачества (баскаки – сборщики дани на
зависимых и вассальных территориях). Все эти мероприятия усилили Улус Джучи,
позволив его правителям в конце 50-х гг. XIII в. добиться фактически полной
независимости от великого хана. Одновременно устанавливается и упорядочивается
власть ханов в ряде вассальных владений (Русь, Булгария), которые ранее напрямую
подчинялись великому хану всей Монгольской империи, хотя фактически управлялись
ханами Улуса Джучи.
До 1266 года Золотая Орда находилась в составе Монгольской империи. При
царствовании хана Менгу-Тимура она обретает полную самостоятельность, чисто
формально сохраняя зависимость от имперского центра. Наибольшего развития Золотая
Орда приобретает во времена правления Узбек-хана (1313-1341) и Джанибек-хана (1342-
1357).
В 1312 году, при хане Узбеке Золотая Орда приняла ислам в качестве
государственной религии, но традиционная веротерпимость сохранилась. Более того священнослужители, включая русские монастыри, освобождались от налогов.
Это был период расцвета средневекового государства, в состав которого входили на правах административных образований русские княжества, а также целый ряд стран Восточной Европы (современные Болгария, Румыния, Молдавия, Венгрия, Польша, Литва).
Золотая Орда имела развитую городскую культуру.
Только по археологическим данным насчитывается более 110 крупных городских центров, имевших массовую жилую застройку, торговую и административную инфраструктуру, монументальные здания культового и гражданского предназначения.
Следует отметить, что все сохранившиеся памятники г. Болгара специалистами совершенно справедливо считаются золотоордынскими.
Золотая Орда была крупнейшим экономическим центром континента, контролировавшим все основные торговые пути средневековья в Среднюю Азию, Иран, Китай.
Она являлась основным поставщиком хлеба и других товаров на рынки Европы через порты Крыма.
За три столетия своего существования великое государство сыграло определяющую роль в этногенезе татар, объединив, в одну этническую общность представителей различных тюркских, народов, дав им общую материальную и духовную культуру, что привело к принятию общего этнонима «татары».
Язык и основы татарской культуры сформировались именно в период Золотой Орды.Впервые этноним «татары» появился у тюркских и монгольских племен Центральной Азии в VI-VIII вв. Наиболее ранее упоминание племенного объединения «отуз-татар» упоминается в надписи в честь Кюль-тегина (732 г.), основателя Тюркского каганата. В X-ХIII вв. существовал целый ряд татарских государств на территории Монголии. В начале XIII в. татары оказались в составе монгольского государства во главе с Чингис-ханом и участвовали в его военных походах. В возникшей в результате этих походов Золотой Орде в XIII-XIV вв. произошло усвоение большинством населения этого государства названия «татары». Оно являлось символом знатности и могущества,
употреблялся для обозначения военно-служилого сословия, составлявшего элиту общества. В эпоху средневековья на Руси, в Европе и странах мусульманского Востока термин «татары» использовался для обозначения всего населения Золотой Орды, в том числе и населения Волжской Булгарии, являвшейся одним из ключевых административных, социально-экономических, военных и культурных центров золотоордынского государства.
Золотая Орда во второй половине XIV в. вступила в эпоху системного кризиса. В этот период Улус Джучи не только раздирали борьба за власть между претендентами на
ханский трон, но и потрясали катаклизмы, которые привели к кровавой смуте,
затронувшей все общество, самые основы его существования. В 60-е годы XIV в. в
Золотой Орде разразилась междоусобная война, получившая в русских летописях
название «Великая замятня». К середине XV века Золотая Орда в результате распрей и
внутренних конфликтов, распалась на несколько самостоятельных ханств: Астраханское,
Казанское, Крымское, Сибирское, Касимовское, Большую и Ногайскую орду.
Наследие Золотой Орды стало важным фактором формирования Русского государства, которое во многом продолжило традиции ее государственно-административного устройства, организации военного дела, транспортного и почтового
сообщения, торговых и дипломатических отношений. Представители основных правящих
родов татарской державы органично влились в состав элиты и военно-служилого сословия
России, которая во всем мире воспринималась как неразрывная тюрко-славянская общность.
Казанское ханство
В период распада Золотой Орды, осенью 1437 года бывший золотоордынский хан
Улуг-Мухаммад откочевал на Волгу, где в 1438 году захватил город Казань. Взяв Казань,
Улуг-Мухаммад провозгласил себя независимым ханом, основав тем самым новое военно-
феодальное государство – Казанское ханство. Оно во многом продолжало традиции
Болгарского улуса, обладало развитой экономикой и культурой. Правителями ханства
являлись чингизиды, а основной религией – ислам. В государстве жили предки
современных народов: татар, марийцев (черемисы), удмуртов (ары и вотяки), чувашей и
других народов.
С 1445 по 1467 гг. правителями Казанского ханства были Махмуд и его сын Халил.
В период правления хана Ибрагима (1467-1479 гг.) Казанское ханство расширило свои
владения в Верхнем Прикамье и Вятском крае. В 1487 г. Казань была захвачена русскими
войсками, а на престол взошел Мухаммад-Амин. В период правления Мухаммад-Амина
(1487-1495 гг.) Казанское ханство находилось под протекторатом Москвы и вело
промосковскую внешнюю политику. В это время усилиями крымского хана Менгли-
Гирея, великого князя Ивана III и казанского хана Мухаммад-Амина сложился крымско-
московско-казанский военно-политический союз.
В начале XVI в. дружественные отношения между Москвой и Крымом стали
перерастать в конкуренцию. В это время на постордынском пространстве упрочились
позиции Москвы и Крыма, тогда как Казанское ханство в результате междоусобиц
ослабло. В 1495 г. Мухаммад-Амин был изгнан с престола и повторно вступил на престол
лишь в 1502 г. В период его второго правления между Казанью и Москвой были
установлены равноправные и добрососедские отношения. После смерти Мухаммад-Амина в 1518 г. прервалась династия казанских Джучидов, потомков Улуг-Мухаммеда. Идя на
сближение с Московским государством, казанцы возвели на престол касимовского хана
Шах-Али. Однако, усиление влияния русских советников в ханстве вызвали новый
заговор казанской значит и изгнание Шах-Али. Нестабильной политической ситуацией
воспользовались крымские ханы Гиреи. С этого времени Казань стала ареной
противостояния между Крымом и Москвой. С 1521 по 1524 гг. ханом Казани был Сахиб-
Гирей, а после него Сафа-Гирей (1524-1532, 1535-1545, 1546-1549 гг.). Московский царь
Василий III и Иван IV неоднократно предпринимали крупные военные походы на Казань
(1523-1524, 1530, 1545-1551 гг.) с целью возведения на казанский престол своих
ставленников. Казанское ханство прекратило свое существование в октябре 1552 г.
результате многолетнего военного противостояния с Московским государством, активно
претендовавшего на наследие Золотой Орды. События 1552 г. свидетельствуют о
массовом героизме защитников города Казани, среди которых были воины самых разных
этнических групп и вероисповеданий. Взятие Казани в сохранилось в фольклоре, поэзии и
литературе практически всех народов Поволжья.
С завоеванием Казани началось укрепление централизованного Русского
государства, установившего контроль над бывшими владениями чингизидов.
Подавляющее большинство населения проживало в сельской местности и
занималось земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством. Иван Пересветов и
Андрей Курбский в своих сочинениях говорят об особом плодородии и богатстве лесов и
рек Казанского ханства, что способствовало успешному развитию сельского хозяйства и
промыслов.
Для Казанского ханства был характерен высокий уровень развития таких ремесел,
как кузнечное дело, производство оружия (в том числе пушек и ружей), гончарных
изделий, ювелирное дело, кожевенное производство и т.п. Показателем изящества и утонченности местного ювелирного производства является «казанская шапка», которая хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
В период существования Казанского ханства развивалась татарская литература. До нас дошли поэмы Мухаммадьяра «Дар мужей» и «Свет сердец», отдельные стихи Кул Шарифа, Мухаммад-Амина, Умми Камала.
В Казанском ханстве продолжали развиваться культурные традиции, заложенные в Волжской Булгарии и Золотой Орде.
Для культуры ханства были характерны распространенность ислама, устойчивые связи с мусульманским Востоком, высокий уровень грамотности население и поэтического искусства.