Талмуд является главным текстом раввинского иудаизма, в котором приведены комментарии раввинов к Письменной и Устной Торе. Письменная Тора - это первые пять книг Библии. Иногда Торой называет весь Ветхий Завет - Танах. Устная Тора - это иудейская традиция, которая передавалась из уст в уста на протяжении библейской истории.
Талмуд формировался в период с 1 по 6 век н.э., как раз во времена после Иисуса и в период возникновения государственной церкви с ее Вселенскими соборами. Раввины не могли не упомянуть Иисуса Христа, потому что он и его последователи оказали огромное значение на иудаизм в качестве идеологических противников (но так было не всегда).
Санхедрин 43а
В Санхедрионе (Синедрионе) об Иисусе сказано, что его повесили накануне Пасхи за колдовство и подстрекательство.
Накануне Пасхи Йешуа был повешен. За сорок дней до казни вышел глашатай и воскликнул: "Он идет, чтобы быть побитым камнями, потому что он практиковал колдовство и соблазнил Израиль к отступничеству. Всякий, кто может что-либо сказать в его пользу, пусть выйдет вперед и будет ходатайствовать за него". Но так как ничего не было выдвинуто в его пользу, он был повешен накануне Пасхи!
В дальнейшем раввины пытались исправить текст, потому что накануне Пасхи казнь была недопустима, а за колдовство наказывали побиением камнями.
Санхедрин 67а
И это они сделали с Бен Штадой в Лидде, и они повесили его накануне Пасхи. Бен Стада был Бен Падира. Равви Хисда сказал: "Мужем был Стада, любовником Пандира. Но не был ли и муж Паппоса родом из Иудеи? — Его мать звали Стада. Но его мать была Мариам".
Здесь нет упоминания имени Иисуса, но Бен Штада некоторые комментаторы связывают с Иисусом из Назарета.
Санхедрин 107б
Здесь Иисус упомянут в качестве сравнительного примера. Иисуса оттолкнул его учитель Джошуа, который был строгим и вспыльчивым.
Наши раввины учили: пусть левая рука отталкивает, а правая всегда приглашает назад: не так, как Елисей, который оттолкнул Гиезия обеими руками, и не так, как равви Джошуа, который оттолкнул Иисуса (назарянина) обеими руками.
Гиттин 57а
Римский иудей Онкелос вызывает духа Иисуса, чтобы спросить его о том, как будут наказаны те, кто не исполняет предписания мудрецов. Иисус ответил, что они будут кипеть в экскрементах:
Он сказал: Каково твое наказание? Он [Йешуа] ответил: кипящие горячие экскременты, так как Мастер сказал: Тот, кто насмехается над словами Мудрецов, наказывается кипящими горячими экскрементами.
Авода Зара 17а
Здесь Иисус выступает как мудрый учитель Торы:
Однажды я шел по верхнему рынку Сепфориса, когда встретил одного [из учеников Иисуса Назарянина] Иакова из Кефар-Секании по имени, который сказал мне: написано в твоей Торе, Не приноси платы за блудницу ... в дом Господа Бога твоего. Можно ли употребить такие деньги на сооружение уединенного места для Первосвященника? На что я не ответил. Сказал он мне: Так учил Меня [Иисус Назарянин], Ибо она собрала их за плату блудницы, и за плату блудницы они возвратятся". они пришли из места скверны, пусть идут в место скверны.
Это не единственные упоминания Иисуса в Талмуде. Их там десятки, многие из них повторяются. Трактат "Сота" в Вавилонском Талмуде повторяет трактат "Санхедрин" о том, что Иисус практиковал магию. В трактате "Шаббат" сказано, что Иисус принес из Египта священные тексты.
В общей сложности Талмуд передает образ Иисуса в следующих темах: колдун; учитель Торы; плохой ученик; тот, во имя кого исцеляют; идолопоклонник; тема наказаний Иисуса; казнь Иисуса; мать и отец Иисуса; упоминание последователей Иисуса.
Подробнее об Иисусе в Талмуде можно почитать в работе немецкого религиоведа Петера Шефера "Иисус в Талмуде" (2007 г.).