Один из страхов, который посещает родителей, подумывающих перевести детей из школы на СО (семейное образование), — опасение, что ребёнок не социализируется. Когда я забирала своих, это стало первым возражением «несогласных».
К тому времени мои дети уже были вполне самостоятельны, ходили в бассейн, дочка посещала художественную школу. Они дружили с ребятами во дворе. Мне казалось, они прекрасно вписаны в социум. И я оставила без внимания все предостережения «знатоков». Сейчас мои дети — взрослые самостоятельные люди, сын уже несколько лет живёт отдельно. И не разу у них не возникали проблемы с социализацией.
Зато я заметила, что в каких-то ситуациях они не боятся идти против мнения коллектива, а отстаивают свою точку зрения, если считают её принципиальной. Например, у дочери в институте был такой случай. Прошёл слух, что один из преподавателей не ставит зачёты без определённой мзды. Дочь моя ярая противница такого положения дел. И когда в группе стали собирать деньги, она не только сама не сдала, но и остальных уговорила этого не делать. И все получили зачёт. Иногда можно и против социума пойти, если ты свободная личность.
Что же такое социализация, и возможна ли она за стенами учебного заведения?
Социализация, если говорить простым языком, — это усвоение ребёнком норм, правил, ценностей общества, в котором он живёт. В психологии есть понятие первичной социализации, естественно происходящей в семье. Первые представления о поведении в обществе человек получает от родителей и остальных родственников. Базовое доверие к миру формируется в младенчестве, и тут главную роль играет, конечно, мать.
Вторичная же социализация происходит в течение всей жизни. Потому что в разные периоды человек может попадать в разные социумы и социальные группы.
Усвоение ребёнком норм и правил поведения происходит постоянно: так устроен наш мозг, он всё время учится.
Вы идёте с малышом в магазин за покупками — он в это время социализируется. Встретили знакомую, разговариваете по телефону с начальником — ребёнок усваивает нормы поведения и разговора. С возрастом человек осознаёт, что он тоже может воздействовать на окружающих его людей. Ничего специально делать для этого не нужно, всё происходит само собой.
Правила поведения «ребёнок-ребенок» и «ребёнок-взрослый» вполне формируются без коллективов детского сада и школы. Достаточно игры во дворе и посещения мероприятий с участием подрастающего поколения.
В школе общение происходит в основном со сверстниками, в жизни же человек имеет дело с людьми разного возраста. Поэтому полезней посещать сообщества, где есть дети разного возраста.
Социализация и общительность (необщительность) вашего ребёнка никак не связаны. Даже самые необщительные девчонки и мальчишки всё равно социализируются, если, конечно, не запереть их под замок. И даже самые общительные могут с трудом усваивать нормы общественного поведения, если у них, например, неправильно проходила первичная социализация.
Считаю, что роль школы в социализации детей сильно преувеличена. Хотя не отрицаю, что и там ребёнок получает представление о нормах и правилах нашего общества. Но далеко не только там, и далеко не все.
Помимо прочего, у каждого социализация происходит по-разному, это дело индивидуальное. В школе ребёнок может отставать в этом плане от одноклассников. И хорошо, если это примут спокойно, но так бывает не всегда.
Я знакома с одной девушкой, социализация которой в ученические годы проходила не очень гладко. В средней школе она не сразу смогла понять принятые в подростковом возрасте нормы, связанные с полом и межполовыми отношениями. То есть, когда девочки обсуждали «взрослую жизнь», она не понимала, о чём речь. Задавала, как казалось подружкам, глупые вопросы, и в конце концов к ней стали относиться с пренебрежением. Сейчас эта девушка уже замужем, но она не ведёт ни одну социальную сеть, потому что даже в интернете боится встретить бывших одноклассников.
Так что не всегда адаптация к социуму в школе проходит гладко. Невозможность выбора людей, с которыми приходится общаться большую часть дня, а значит, большую часть жизни, может привести к негативным последствиям.
На мой взгляд, приводить аргумент «не социализируется» в пользу школьного образования против образования семейного — некорректно.
Если вам есть, что сказать по поводу воспитания и образования, присоединяйтесь к обсуждениям на нашем канале!
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Дина Иреева, журналист, мама четверых детей и бабушка троих внуков, трое детей на СО
Другие статьи автора: