Найти тему
Жить Легче

Монополия порождает неуемную жадность: записки о курортной недвижимости

Если вдруг вам хоть на секундочку показалось, что в Москве ошалели с ценами на аренду или покупку жилья, значит вы никогда не пробовали что-то снять или купить в Сочи. Возможно, еще совсем недавно, когда мир был большим, а выбор курортных зон — вся планета с чартерами раз в полчаса, на какой-то полузабытый и полусоветский курорт мало кто обращал внимание. Приезжали разве что граждане, которые по тем или иным причинам физически не могли добраться от Антальи, Хургады или Майорки.

Но с тех пор как один туристический кризис плавно перетек в другой (по крайней мере, для жителей отдельно взятой страны), Сочи оказался практически единственным южно-курортным направлением, куда можно скататься погреть пузо. Или куда можно переехать с целью работать удаленно. Потому что какая разница, где торчать с ноутбуком и телефоном, в многомиллионной, перенаселенной Москве, в унылом Питере, где дождь не может длиться вечно, поэтому прекращается на целых три дня в году, или в каком-никаком курортном городе с особо темными ночами…

А монополия, как известно, порождает неуемную и неоправданную жадность. Которая выражается в нескольких необъяснимых социальных конструкциях, свойственных именно курортным городам.

Самая для меня непонятная — это сезонная недальновидность. Потому что Сочи, видимо, никак не выйдет из состояния диалектики, у них есть два состояния: сезон и не сезон. В сезон цены взлетают на все, просто так, потому что сезон.

И начинается период уверенности, что «и так сойдет», «никуда не денутся». Самая большая жопа — с квартирами. Здесь не принято или пока еще не умеют сдавать жилье на длительный срок. Ну как, пытаются, но получается плохо.

Например, договариваются на условно 40 тысяч в месяц. Но как только наступает сезон, хозяин (или хозяйка) приходит к арендатору и говорит: все, сезон начался, плати 80.

С чего бы? А просто так, а договор пофигу, а у меня в администрации все схвачено, да судись с кем хочешь и сколько хочешь. Не нравится — выметайся.

И если найдется вдруг тот, кто заплатит условно 100, потому что хочет жить именно в этой квартире, мало ли, десятый сезон подряд проводит в одном и том же месте, или просто фэншуй в задницу клюнул — все, предыдущие жильцы тут же получают уведомление, что их контракт расторгнут в одностороннем порядке, и они могут катиться колбасой, куда пожелают.

И для них не довод, что в сезон далеко не вся недвижимость сдается. Что арендатор, который будет жить несколько лет, будет стабильно платить по 40 тысяч каждый месяц, в том числе, с октября по май, когда квартиры простаивают массово, нафиг никому не нужные. Нет и все, сезон!

Впрочем, сейчас ничего и нигде не простаивает: народ, познав понятие удаленки массово, решил, что нет больше смысла мучиться в какой-то перенаселенной и климатически неприветливой Москве. На какое-нибудь сказочное Бали уже не смотаешься, да и страны попроще позакрывались давно и надолго. Поэтому из всех возможных теплых мест, пригодных для проживания, остается только Сочи.

Поэтому потихонечку, полегонечку, но размывается понятие активного или пассивного периода жизни. Скорее, появляется другое: высокий или низкий сезон, но спрос есть всегда.

Вторая удивительная черта сочинцев — это тропикоз головного мозга. Впрочем, с питерской депрессивностью и тормознутостью не сравнить вообще. Но москвичи, привыкшие к сверхзвуковым скоростям, потихонечку сходят с ума от неторопливости и пофигизма. Когда доставка может идти вместо привычных двух-трех дней неделю, а то и две. Куда торопиться, на тот свет что ли?

Кассир в гипермаркете, игнорируя километровую очередь, может завести светскую беседу с покупателем, рефлекторно ощупывая палку колбасы. Такими движениями, что можно тайком снимать кино для взрослых…

И третье — это хрестоматийная булгаковщина: ничего никогда не просите и не предлагайте. Сами придут и все купят, спросят, съедят и оплатят.

Найти хоть какие-нибудь товары, услуги, вообще какие-то заведения с помощью поиска, социальных сетей, навигатора — практически невозможно. Всю информацию нужно добывать через знающих людей, то есть через систему пяти рукопожатий.

Не очень удобно, если честно. Особенно если уже сформировалась привычка добывать необходимые сведения простыми путями, например, погуглить.

Но… увы. К тому же сейчас очень заметно, как народ привык пользоваться исключительно букингом, и никаких других способов привлечения аудитории тоже нема. Максимум — вокзальные зазывалы, которые предлагают такси и жилье недораха прямо от дверей железнодорожной станции. Ну или объявления, развешанные на стенах домов.

А так, чтобы ну там группа в социальных сетях, профиль какой-нибудь или, совсем если размечтаться, то сайт с системой онлайн-бронирования…. Такого в массовом формате не найти, барство это несусветное.