Идет старт ретро-ралли. На подиум один за другим выезжают «Роллс-Ройсы», «Ягуары», «Даймлеры», «Паккарды»… И вдруг среди всей этой демонстрации роскоши и пафоса появляется маленький ярко-голубой автомобильчик, который встречают радостными улыбками и шквалом аплодисментов.
Это легендарный ЗАЗ-965, советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся в разных модификациях с 1960 по 1969 год. Всего было выпущено более 300 тысяч этих уникальных машинок.
Здесь была использована очень своеобразная на тот момент заднемоторная компоновка, а также концепция несущего кузова. Правда, нельзя сказать, что модель была полностью оригинальной. При проектировании за образец был взят Fiat-600.
И все же первый «Запорожец» – это не полная копия итальянца. Например, задняя стенка Fiat-600 была покатой, без горба – того самого, за который ЗАЗ-965 и получил свое прозвище. Существенной реконструкции было подвергнуто и шасси автомобиля.
А вот конструкция проемов дверей перекочевала с итальянского прототипа практически без изменений. Так что двери остались навешенными на задние петли, что обеспечивало более удобную посадку в миниатюрный салон.
Мало кто знает, но первые образцы советской микролитражки носили название «Москвич-444», однако поскольку конвейер выпускавшего «Москвичи» МЗМА оказался полностью загружен, было принято решение реконструировать завод «Коммунар» в городе Запорожье (УССР), занимавшийся выпуском сельхозтехники, а под изготовление двигателя – завод легких дизелей в Мелитополе. Так «Москвич» стал «Запорожцем».
Ну и в заключение мораль: чтобы привлечь к себе внимание, вовсе не обязательно быть богатым и престижным. Ведь до сих пор среди объявлений о покупке автомашин можно встретить: «Куплю горбатый "Запорожец"».