Найти в Дзене

Что севастополец Аркадий Аверченко знал о жизни людей в современном Киеве? Еще одно пророчество от классика литературы.

Оглавление
Эпиграф: "Всё повторяется, всему ведя итог, В предверии Великого суда.
Поставить точку сможет только Бог! –
Но это уже будет навсегда." Алексей Воронов, 2019 год.  цитируется по онлайн-изданию https://litra.online/poems/vsjo-povtoryaetsya/
Эпиграф: "Всё повторяется, всему ведя итог, В предверии Великого суда. Поставить точку сможет только Бог! – Но это уже будет навсегда." Алексей Воронов, 2019 год. цитируется по онлайн-изданию https://litra.online/poems/vsjo-povtoryaetsya/

Давно хотела вам напомнить, а кто не читал - того подвигнуть на прочтение, об одном рассказе Аркадия Тимофеевича Аверченко. Рассказ из моей любимой серии "предсказаний", просто надо уметь читать и думать. Название города и имена политиков я выведу за скобки, просто заменю прочерками, чтобы можно было подставить любые другие.

"Поэма о голодном человеке"

Место действия - большой европейский город, время действия: сто с лишним лет тому назад. Уже несколько месяцев, как в стране победила "народная власть". В городе - холод, грязь, темень. Электричество не горит, продуктов нет, население дичает и только "комиссарские автомобили", скорее всего это были Паккарды, шныряют по пустым улицам.

Мизансцена. С трудом взобравшись на второй этаж (помните, у Гоголя Хлестаков хвастается, что живет в бельэтаже?) несколько пожилых, усталых, голодных, нездоровых людей усаживаются вокруг овального стола в большой комнате, когда то там была парадная столовая. Над столом висит и позвякивает хрусталиками большая красивая люстра, но она не горит. Все освещение - огарок сальной свечи. Для справки: сальная свеча - один из древнейших видов освещения, ее делали из любого растопленного животного жира путем окунания веревки (фитиля) с последующим высыханием всей конструкции. Сальные свечи чадили и давали мало освещения и уже в начале нашей эры их сменили восковые.

Действие. Собеседники спорят, кто из них будет делать доклад, и оказывается: все они по очереди рассказывают, как славно и вкусно они ели в прошлые годы. Был уже рассказ и о макаронах с рубленой говядиной, и о панированной телячьей котлете с цветной капустой.

Сегодня - рассказ о жареной наваге и бифштексе по гамбургски.

— Пять лет тому назад — как сейчас помню — заказал я у «Альбера» навагу, фрит и бифштекс по-гамбургски. Наваги было 4 штуки, — крупная, зажаренная в сухариках, на масле, господа! Понимаете, на сливочном масле, господа. На масле! С одной стороны лежал пышный ворох поджаренной на фритюре петрушки, с другой — половина лимона. Знаете, этакий лимон ярко-желтого цвета и в разрезе посветлее, кисленький такой разрез… Только взять его в руку и подавить над рыбиной… Но я делал так: сначала брал вилку, кусочек хлебца (был черный, был белый, честное слово) и ловко отделял мясистые бока наваги от косточки…
— У наваги только одна косточка, посредине, треугольная, — перебил, еле дыша, сосед.
— Тсс! Не мешайте. Ну, ну?
— Отделив куски наваги, причем, знаете ли, кожица была поджарена, хрупкая этакая и вся в сухарях… в сухарях, — я наливал рюмку водки и только тогда выдавливал тонкую струю лимонного сока на кусок рыбы… И я сверху прикладывал немного петрушки — о, для аромата только, исключительно для аромата, — выпивал рюмку и сразу кусок этой рыбки - гам! А булка-то, знаете, мягкая, французская этакая, и ешь ее, ешь, пышную, с этой рыбкой. А четвертую рыбку я даже не доел, хе-хе!
— Не доели?!!

здесь и далее цитируется по онлайн-изданию (по ссылке)

Далее докладчик в деталях рассказывает, как принесли бифштекс по гамбургски, а к нему - соусник с говяжьим соусом, жареную картошку, каперсы, мягкую белую булку, кружку пива. Заметьте, никаких таких "излишеств" и роскошеств, вроде запеченного цельного осетра или даже поросенка с кашей, как у того же Гоголя. Все достаточно скромно, но упоминание даже о такой простой пище должно вызывать у голодных собеседников болезненные спазмы в желудке и в сердце.

И, конечно, такой подробный и скажем прямо - провокационный - доклад, вызвал бурю эмоций у слушателей.

— Господа! Во что мы превратились — позор! Как мы низко пали! Вы! Разве вы мужчины? Вы сладострастные старики Карамазовы! Источая слюну, вы смакуете целыми ночами то, что у вас отняла кучка убийц и мерзавцев! У нас отнято то, на что самый последний человек имеет право — право еды, право набить желудок пищей по своему неприхотливому выбору — почему же вы терпите? Вы имеете в день хвост ржавой селедки и 2 лота хлеба, похожего на грязь, — вас таких много, сотни тысяч! Идите же все, все идите на улицу, высыпайте голодными отчаянными толпами, ползите, как миллионы саранчи, которая поезд останавливает своим количеством, идите, навалитесь на эту кучку творцов голода и смерти, перегрызите им горло, затопчите их в землю, и у вас будет хлеб, мясо и жареный картофель!!

Они пошли.... побежали... добежали до самой огромной, погруженной во мрак прихожей. Той самой, где еще совсем недавно на вешалке висели офицерские шинели, красивые дамские шубки, солидные мужские пальто с меховыми воротниками. Где ровным рядком стояли господские калоши. не те ли самые, которые все разом исчезли в 1917 году из известного калабуховского дома. Где из гостиной слышались звуки рояля и любительского пения, а статная горничная в белом фартучке и кружевной наколке на завитых волосах открывала по звонку дверь и дожидалась, когда гости скинут ей на руки свои "бурнусы".

Не все из теперешних, бессильных и опухших от голода гостей квартиры, дошли и до прихожей, некоторым пришлось прилечь на пол, передохнуть от трудной работы - пройти по большой, темной, холодной квартире несколько метров.

А рассказчик про навагу и бифштекс, лежа в изнеможении около соседа, подполз к его уху и шепнул:

— А знаешь, если бы .......... (имя политика) дал мне кусочек жареного поросенка с кашей — такой, знаешь, маленький кусочек, — я бы не отрезывал ...... (политику) уха, не топтал бы его ногами! Я бы простил ему…
— Нет, — шепнул сосед, — не поросенок, а знаешь что?.. Кусочек пулярки, такой, чтобы белое мясо легко отделялось от нежной косточки… И к ней вареный рис с белым кисленьким соусом…
Другие лежащие, услышав шепот этот, поднимали жадные головы и постепенно сползались в кучу, как змеи от звуков тростниковой дудки…

Так заканчивается эта история столетней давности. Аркадий Тимофеевич Аверченко придумал ее в 1920 году, в 1921-22 годах она была опубликована в знаменитом сборнике рассказов "Дюжина ножей в спину революции". Этот сборник, кстати, высоко оценил сам Ульянов-Ленин, тогдашний фактический глава страны. Что делает ему честь, ибо Аркадий Тимофеевич Ульянова там представляет в самом что ни на есть комическом свете: "Ленин — madame, представитель подчиняющегося, более слабого, женского, начала." Цитируется по онлайн изданию (по ссылке) ,

А вот теперь нам с вами осталось только в том месте. где указан город, подставить, к примеру Киев, а там, где безымянный политик - одну из фамилий киевского высшего руководства.

Похожая будет картинка? Или простые обыватели бывшей части нашей общей Родины, которая сейчас быстро летит в тартарары, продолжают, как то эхо за Ржевским, привычно повторять имя нашего Президента?

Как вариант: представьте себе ту же картинку, но, например, в Берлине, Штутгарте, Париже, Лионе.... Как вам такое пророчество?