Куда ведут Ваши картины, уважаемый Сергей Геннадьевич Басов? Отчего пейзажи, что прописаны с величайшей любовью, мастерством и тщанием, лишь красивое обрамление центральной концепции Бесконечной Дороги, которой посвящено всё Ваше творчество?
Почему Вы упорно и методично, раз за разом стелите под ноги зрителю живописные лесные тропинки и освещённые ярким солнцем просёлки, бегущие в неведомую даль? Зачем обращаете леса и рощи в «почётный караул» на обочине композиции и сюжета?
Водная гладь на Ваших полотнах — это всегда тончайшая и умнейшая работа, которой мы не перестаём восхищаться. Это симфония тоновых и световых, геометрических и ритмических решений, как нельзя лучше воспроизводящая изменчивую гармонию водной стихии. Для того чтобы так писать воду, недостаточно просто владеть нужными навыками и вдохновляться красотой родного края. Требуется ощущать себя неотъемлемой частью живой природы, понимать её законы, сознавать характер...
Но стоит перестать любоваться Вашей техникой и обратиться к сюжетам картин в целом — и все Ваши реки и озёра превращаются в прямые и явные «магистрали» сильных вертикальных доминант. С их помощью Вы, уважаемый Сергей Геннадьевич, готовите «взлётные полосы» для нашего воображения. Зовёте нас отпустить чувства в разбег, чтобы там в глубине укрытой дымкой и маревом перспективы, они окончательно оторвались от всего бренного и растворились в трансцендентности сюжетных посланий Ваших полотен...
Поймите, пожалуйста, правильно: мы не из тех зануд, что выступают против открытых авторских заявлений и концептуальности творчества в целом. Мы из тех зануд, которым хочется не только «слышать» авторский замысел живописца, но и понимать его мотивацию. Так от чего же Вы, дорогой Сергей Геннадьевич, пытаетесь увести нас прочь по этим прекрасным живописным дорогам? От чего остерегаете, выстраивая «коридоры» из великолепно прописанных деревьев, где каждая веточка достойна быть отдельным самостоятельным произведением искусства? Почему именно Путь?..
Любители Вашего творчества давно и прочно ассоциируют Ваши полотна с работами Ивана Ивановича Шишкина. Да, в смысле живописной техники, да и в плане эмоционально-символического наполнения Вы — современный наследник его великого творчества. Но отчего на Ваших картинах не случается моментов уютной камерности, некогда прославивших Вашего великого вдохновителя? Опять же, не подумайте о нас плохо, мы не спрашиваем о глупостях вроде «где Ваше личное прочтение «Утра в сосновом бору?». Просто чем дольше мы знакомимся с Вашими картинами, тем больше осознаём нежелание «замыкать» перспективу. Хотя бы раз полностью оставить «за скобками» тему горизонта, открытого простора небес или устремлённой вдаль дороги.
Вам словно бы всегда мало той красоты и гармонии, что здесь и сейчас, и каждое Ваше полотно — скорее о том, что по ту сторону. Как-будто Вы твёрдо уверены, что там, за виднокраем, — Ваша мечта о совершенном пейзаже. Нужно лишь достичь её, пройдя дорогой мастерства и вдохновения. Если так, мы будем рады правоте своей догадки. Ну а если же нет и Дорога — это и есть Ваша любимая концепция, то мы позволим себе сравнить Ваше творчество с классикой традиционной китайской живописи, для которой идея равновесия и вечного Пути — суть и идеал. Что по-своему очень любопытно и необычно в наши дни. Особенно для художника, который в прямейшем смысле «создал себя сам».
В любом случае, мы счастливы, что можем поделиться Вашими картинами с читателями канала «Живопись». И от всего сердца желаем новых творческих успехов. Ведь всё это риторическое обращение к Вам — не более чем умозрительная конструкция, скромное обрамление галереи Ваших работ. Чьи эстетичность, искренность, а главное — способность уводить зрителя прочь от повседневных тревог и забот — в сто раз важнее любых наших вопросов.
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо.
Статьи канала «Живопись»: