Информация перестала быть ресурсом. Она очень быстро устаревает, ее огромное количество. Одновременно формируется установка, когда любой может научиться чему угодно, и не надо тратить года для этого.
В соответствии с этими тенденциями наблюдается разделение предложений на рынке онлайн-обучения на 3 основные группы (с точки зрения предмета):
- обучение даже не скиллам, а их отдельным прикладным элементам (Как сделать чат-бота, Как избавляться от морщин при помощи тейпов, курс по фуд-фото, курс подготовки к огэ по математике, Обучающий вебинар Детская агрессия).
- курсы и программы, которые направлены на освоение группы навыков и профессий.
- освоение мета-умения, когда человек осваивает универсальный подход или развивает мета-способности (например, курсы по развитию системного мышления, мнемотехники). С натяжкой к этой группе можно отнести обучение иностранным языкам.
В 2020 году рынок онлайн-образования качественно вырос. Не смотря на это, российский рынок онлайн образования все еще меньше 1% мирового рынка!
Рынок делится на сегменты:
- Профессиональные компании, которые специализируются на онлайн-образовании, продвигают его, сотрудничают с учебными заведениями (Нетология, skillbox, яндекс.практикум, Universal University)
- Специальные порталы, платформы(платные, условно-платные, бесплатные) для самообучения (Универсариум, Степик, Российская электронная школа, skillcup).
- обучающие организации, которые специализировались на очных мероприятиях, но решили пойти в онлайн (Русская школа управления)
- онлайн школы, с продуктами разного качества и разной репутацией. В том числе, инфоцыгане.
- индивидуальные эксперты, которые проводят вебинары, онлайн консультации или ведут клубы по подписке.
Отдельно можно выделить:
1. Корпоративное онлайн-обучение.
2. Компании, разрабатывающие контент и платформы для обучения (Геткурс, ISPRING, Эквио, SkillCup)
3. Школы, которые готовят специалистов для нового образования в том числе онлайна (Edmarket, School of Education)
При этом, с февраля 2022 года снова началось переустройство в российском edtech. Сейчас ясно наверняка:
1. Рынок станет еще более конкурентным. Если кто-то еще считает онлайн - “голубым океаном”, он глубоко заблуждается. Там давно и, похоже, надолго жесткая конкуренция.
2. некрупным игрокам будет сложнее удержаться в своей нише по причине ограниченности ресурсов
3. Клиентам нужна конкретика, время вдохновляющих историй прошло. Значит, повышение требований клиентов к качеству образовательных продуктов, так как только оно позволит обосновать себе покупку.