Найти тему
Христианство и смысл жизни

О духовном совершенствовании

Оглавление

«Блажен муж, для которого заступление есть у Тебя, он устроил восхождения в сердце своём, в долине плача, к месту, которое назначил Бог, – ибо благословение даст Законодатель. Пойдут они от силы к силе, явится Бог богов на Сионе.» (Псалом 83: 5-7).

В четвёртое воскресение Великого поста Церковь чтит память святого Иоанна Лествичника, который написал книгу «Лествица Рая» о пути постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию. Иоанн Лествичник сам опытно познал этот путь, подвизавшись в течение сорока трёх лет на Синайской горе. Именно о духовном совершенствовании пойдёт речь в сегодняшней статье.

Как известно из Священного Писания, жизнь христианина – это жизнь по духу, и христианин рождается в таинстве Крещения от Духа и воды. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.» (Ин. 3: 5-6). Затем человек, рождаясь от Духа и воды, начинает жить духовной жизнью, для того, чтобы здесь на земле подготовиться к жизни в Царстве Небесном после окончания этой земной жизни. Но подготовка эта происходит постепенно, то есть человек совершенствуется в духовной жизни, возрастая духовно. Материальный мир отражает мир духовный, в нём присутствуют образы духовного мира. Так вот духовное совершенствование и восхождение подобно тому, как ребёнок, который только родился в этот мир сначала питается молоком, потом уже возрастает, набирает силы и начинает питаться твёрдой пищей. Апостол Павел говорит: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.» (Евр. 5: 13-14). Когда ребёнка воспитывают для общества, он, будучи воспитанным в обществе людей, социализируется. Если бы он не видел людей, то мог бы быть, как Маугли, не умел бы говорить. А чтобы попасть в Царство Небесное, нужно обожиться, и к этому тоже нужно идти в течение земной жизни. Как написано в Евангелие о Младенце-Христе «Младенец же подрастал и укреплялся духом, исполняясь премудростью, и благодать Божья пребывала в Нем.» (Лк. 1: 40). Человек приходит к обожению путём исполнения заповедей Божиих, и христианского подвига, другого пути нет: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.» (Ин. 14: 23). То есть, нужно стремиться быть во всём подобными Христу, стремиться поступать не по страсти, но по воли Божией, по любви к Богу и ближнему, чтобы стяжать благодать Святого Духа.

-2

Именно поэтому мы следуем заповедям Божиим, уставам Церкви, пребывая в Церкви, которая является нашей Матерью, а Бог – Отцом. Так вот, как говорит преподобный Серафим Саровский: «Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого». А стяжать Духа Святого можно исполнением заповедей Божиих, из которых более всего благодати человек получает в молитве. Поэтому Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь.» (1-е Фес. 5: 17). Непрестанная молитва, богообщение – это духовный подвиг, служение Марии, которая сидела у ног Спасителя, поучаясь в слове в притче о Марии и Марфе. (см. Лк. 10: 38-42). Этот подвиг даёт больше благодати, и выше, чем подвиг Марфы, телесный подвиг, который проявляется в добрых делах, помощи ближним. Но чтобы прийти к служению Марии, сначала нужно побыть Марфой и делать добрые дела во славу Божию. Только так деланием добрых дел, телесным подвигом можно прийти и сесть у ног Спасителя. «По объяснению святых Отцов, Марфой таинственно изображается благочестивый телесный подвиг, а Марией — душевный… … Положение, принятое Марией, служит изображением состояния души, удостоившейся вступить в духовный подвиг. Состояние это есть состояние вместе и спокойствия и смирения. Достигший служения Богу духом оставляет наружные делания, оставляет попечение о иных способах богоугождения или употребляет их умеренно и редко, в случаях особенной нужды. Духом своим он повержен к ногам Спасителя, внимает единственно Его слову, сознает себя созданием Божиим, а не самобытным существом (Пс.99:3), сознает себя возделываемым, а Бога делателем (Ин.15:1), предает себя всецело воле и водительству Спасителя. Очевидно, что такое состояние доставляется душе более или менее продолжительным телесным подвигом. И Мария не могла бы сидеть у ног Господа и устремлять все внимание к учению Его, если б Марфа не приняла на себя попечение о приеме. Служение и поклонение Богу Духом и Истиною есть та «благая часть», есть то блаженное состояние, которое, начавшись во время земной жизни, не прекращается, как прекращаются телесные подвиги с окончанием земной жизни. «Благая часть» пребывает неотъемлемою принадлежностью души в вечности, в вечности получает полное развитие. «Благая часть» не отьемлется от души, стяжавшей ее, пребывает навсегда ее собственностью.» Святитель Игнатий Брянчанинов.

-3

Бог – есть Любовь (см. 1-е Ин. 4: 16). Любовь – есть наивысшая добродетель, к которой стремится христианин. Речь идёт о духовной любви. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.» (Кол. 3: 14). А где любовь, там счастье и блаженство. Но прежде чем дойти до этой вершины необходим путь, который проходит через разные препятствия, искушения, борьбу и может быть совсем нерадостным. То есть, чтобы встретить утро, нужно пережить ночь, путь проходит через тьму. Все подвижники это пережили, борьбу с бесами, со своими страстями, прежде чем Господь даст разрешение от страстей, мир, покой и радость. Сначала человеком может двигать не любовь, а страх наказания. А потом уже с духовным ростом человек не хочет грешить, не желая оскорбить Любимого Отца, а не из-за страха наказания, как раб. Раб – это ещё тот, кто имеет плотское мудрование, а кто уже человек духовный, уже не раб, а сын. «Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1-е Кор. 3: 2-3). «Но духовный судит о всем, а о нём судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.» (1-е Кор. 2: 15-16).

-4

Как и в любом деле нужен труд. Эта борьба со страстями, с грехами, с бесами может быть трудной, но она необходима подвижнику. Хотя и миряне, тоже ведут борьбу, стараются избавиться от греховных навыков в своей мере, понуждают себя к добрым делам. Поэтому это для всех актуально. Можно читать утреннее и вечернее правило, но не меняться внутренне, не понуждать себя к изменениям, и это неправильно. Необходимо понуждение себя и молитва, это совместные усилия Бога и человека. Как говорят в народе: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Пословица. Но избавление даёт Господь. Иоанн Лествичник сравнивает восхождение с Лествицей, ведущей в рай. Так вот, подниматься по лестнице, как известно сложнее, чем спускаться, требует усилий и идти в гору сложнее. А как известно из Священного Писания, место пребывания Бога называется Горний Иерусалим или гора Сион. «Основания Его на горах святых. Любит Господь врата Сиона больше всех селений Иакова.» (Псалом 86: 1). Прообразом этой внутренней борьбы является исход Израиля из Египта, когда Израиль шёл по пустыне в землю обетованную, через трудности, преодолевая голод, жажду, искушения, борьбу с Амаликом. И только после долгого пути, продолжающегося в течение сорока лет, Израиль достиг земли обетованной. И во всех этих трудностях им помогал Господь, Который был с ними и вёл их по пустыне. Также и мы боремся с мысленным Амаликом, с врагами бесами, которые борют на уровне помыслов. И бывает трудная эта борьба. Великие подвижники боролись с бесами в пустыне, Антоний Великий, Мария Египетская, например, и другие. Подвижники сражались со страстями, как с дикими зверями, но без Бога они бы не смогли победить. Избавление от страстей, бесстрастие, да и вообще помощь в борьбе даёт Господь, поэтому нужно взывать к Нему постоянно. «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.» (Рим. 9: 16).

-5

Вот и христианская жизнь - это путь в Царство Небесное, который может проходить через пустыню и ведёт в землю обетованную, в рай. Ведёт туда нас Господь, и нам нужно довериться Ему. Только не нужно роптать в течение пути, в течение жизни на Бога, как это делал Ветхий Израиль, когда они шли по пустыне. В итоге они не вошли в землю обетованную, кроме Иисуса Навина и Халева, туда вошли их дети, то есть другое поколение. «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».» (Псалом 94: 10-11). Нужно учиться на их ошибках, чтобы войти в покой Господа; «со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Фил. 2: 12-15). Важно понуждение, а всякое преуспеяние в нас производит Господь, и потом Господь может дать освобождение от страстей, мир и покой. Поэтому нужно молиться, стучаться ко Господу настойчиво, как вдова прибегала к неправедному судье. (см. Лк. 18: 1-7), и также просить помощи Божией Матери, святых, Ангелов, которые ходатайствуют о нашем спасении. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.» (Мф. 7: 7-8). Этот процесс духовного совершенствования, изменения своего сердца называется ещё покаянием. А покаяние нужно до конца жизни. Как мы знаем, Совершен только Бог. Перед Ним даже Ангелы несовершенны. Процесс совершенствования души продолжается в Царстве Небесном. А что говорить о людях, удобопреклонных ко греху. Поэтому нужно осознавать свою греховность и надеяться не на свои силы, а на милость Божию.

-6

«Превратил Он пустыню в озёра вод и землю безводную в источники вод, и поселил там алчущих, и они построили города для обитания, и засеяли поля, и насадили виноградники, и получили плод от посаженного.» (Псалом 106: 35-37).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!