Найти тему
Логопед Ирина

Сам заговорит

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Сам заговорит? 

Я думала, мнение о том, что ребёнок заговорит сам, надо только подождать до 3х, 4х, 5ти лет, осталось в далёком прошлом. Но эти суждения постоянно вылезают на свет в самых неожиданных местах. То один теледоктор скажет, что вы беспокоитесь и ходите к логопеду, ребёнок сам заговорит. То знакомый в беседе спросит, зачем ты с ними занимаешься, дети же сами заговорят. То добрая бабушка или дедушка начнут увещевать беспокоющуюся маму, что мол все в нашей семье поздно заговорили, и этот ребёнок сам заговорит. Приводятся примеры безымянного мальчика, который не говорил, не говорил, а потом как начал, и сразу стихами. Эйнштейна вспоминают и Эдисона, последнему вообще умственную отсталось ставили, а вот как вышло. Хотя лично я, за свои более чем 20 лет работы, таких мальчиков не встречала, кто совсем не говорил до 5 лет, а потом как начал, и все правильно и без всяких нарушений. Наверное они есть, где-то в хрустальном сферическом мире, и к логопедам всяким не обращаются. Надо заметить, что с Эйнштейом и Эдисоном, я тоже лично не знакома. И гениев такого масштаба в моём окружении как-то тоже не наблюдается. Редкость это.

А что я вижу часто, и слышу в логопедическом сообществе, так это что ждали, ждали, время прошло, ребёнок не начал говорить или начал сам, но плохо. А момент упущен. И приходится уже догонять нормальное развитие с большими трудностями и отставанием.

Почему так:

1.Ребёнок не говорит из-за нарушений в центральной нервной системе, либо это анатомические нарушения либо нарушения биохимических процессов в головном мозге, разной степени. Т. Е. Это или неврологическое или психиатрическое нарушение. Или сильная соц. Пед. Запущенность.

И это совсем не мило и безобидно, а спонтанная компенсация обязательно идёт за счёт чего-то другого. Резервы мозга они не безграничны.

2.Есть такие диагнозы, при которых дети самостоятельно не заговорят ни к 5 ни к 12 годам. И такое, к сожалению, бывает.

3.В норме фразовая речь появляется к 2-2,5 годам. Конечно это простейшая фраза: "Мама, биби" и подобное. И до 7 лет, когда начинается школьное обучение, у ребёнка в запасе 4,5-5 лет. За это время речь успевает достичь необходимого для учёбы в школе уровня. А если ребёнок заговорил в 4 или 5 лет, времени на развитие речи до нужного уровня остаётся меньше. Время, как известно, ресурс не восполнимый.

4.Каждое новое умение у ребёнка появляется в строго определённый период, этот период называется сензитивный. В это время мозг ребёнка наиболее чувствителен к изменениям. Сензитивный период прошёл, и вызванють этот навык становиться все труднее. Требуется намного больше времени и сил.

5.Человек генетически говорящее существо. С помощью речи ребёнок познает мир. Речь, язык, как система тесно связана с мышлением. Поэтому, если ребёнок долго не говорит, вторично, даже при сохранном интелекте, развивается его нарушение. И нарушение утяжеляется.

6. При нормальном интелекте, дети рано осознают свое нарушение. Переживают, что их не понимают. Это ведёт к изменениям характера ребёнка не в лучшую сторону. Появляется негативизм, агрессивность, замкнутость. Что тоже усложняет работу по преодолению нарушения речи.

7. Что же делать, если ребёнок не начал говорить в 2-2,5 года.

Конечно обратиться к логопеду. Если занятия не нужны логопед даст рекомендации, скажет как лучше общаться с ребёнком. Посоветует простые упражнения. Если есть нарушение речи и нужны занятия, то вы не упустите время. Занятия, которые начались в раннем возрасте дают лучший результат.

Сталкивались вы с такими утверждениями. Подписывайтесь на канал и пишите в комментариях.