Найти тему

Истребовать долг или договориться о рассрочке: зачем вам медиатор?

Оглавление

Разбираемся, как получить назад свои деньги или решить вопрос о рассрочке в нынешних условиях.

Ни дать, ни взять

К сожалению, в сложной экономической обстановке кредиторы не могут быть уверены, что получат свои деньги.

Непросто и должникам, которые выстраивали отношения с контрагентами, брали кредиты в банках, надеясь на свой стабильный доход… В кризисных обстоятельствах договоренности приходится нарушать, соответственно, сохранить нормальное деловое взаимодействие непросто.

Поэтому и кредиторам, и должникам сейчас лучше решать вопросы исполнения обязательств путем переговоров. Однако, поскольку не каждый владеет правильными техниками общения, можно привлекать специалиста – медиатора.

Что такое медиация?

В деловой среде все чаще начинают задумываться о том, чтобы решить вопрос в медиации – процедуре урегулирования спора с участием нейтрального посредника. Основополагающими принципами медиации являются:

- конфиденциальность (медиатор и стороны обязуются не раскрывать информацию для других лиц);

- независимость посредника (медиатор не связан ни с одной из сторон и ведет себя по отношению к каждой нейтрально);

- добровольность (стороны входят в процедуру только по собственному желанию и вправе выйти из нее в любой момент);

- равноправие сторон (ни у одного из участников нет преимущества в переговорах).

Медиатор не принимает окончательного решения: он профессионально занимается организацией и проведением переговоров, фиксацией достигнутых договоренностей. Выход из ситуации находят сами стороны – с помощью посредника, который использует специальные техники для прояснения интересов и потребностей участников.

-2

Как проходит медиация?

Несмотря на то, что процедура законодательно урегулирована, четкой инструкции по ее проведению закон не содержит. Но это не плохо, даже наоборот: стороны могут установить такой порядок переговоров, какой удобен именно им.

Если говорить схематично, то выделяют подготовительный этап (где устанавливается контакт медиатора с участниками) и пять фаз проведения процедуры:

  • в первой медиатор знакомится со сторонами, рассказывает им о ходе самой процедуры, затем предоставляет слово каждому участнику;
  • во второй обсуждается и формируется повестка для обсуждения;
  • в третьей начинается работа по решению спора, где медиатор старается отодвинуть на второй план позиции сторон, с которыми они пришли (например: арендодатель говорит «Я хочу получить арендную плату на этой неделе», - а арендатор сообщает: «Я хочу заплатить арендодателю через полгода»), и понять их интересы и потребности (например, интерес арендодателя срочно погасить долг за электроэнергию и интерес арендатора найти за полгода новый источник дохода);
  • в четвертой фазе стороны ищут варианты решения спорного вопроса и оценивают, насколько оно исполнимо (например, приходят к выводу, что арендатор может в течение недели выплатить ту часть долга, которая нужна арендодателю для погашения платежей за электроэнергию, а остальное – по согласованному графику);
  • в пятой фазе заключается медиативное соглашение.
-3
Обратите внимание, что медиатором может быть человек с базовым высшим образованием любой направленности (врач, эколог, педагог, музыкант и т.д.) и дополнительным образованием в сфере медиации. Рекомендуем для решения бизнес-споров присматриваться к тем, у кого есть нужное вам образование. Универсальный вариант – посредники с юридическим или экономическим образованием.

Только на словах?

Конечно, у многих возникнет вопрос: а как потом подтвердить договоренности?

К счастью, сегодня медиация располагает сразу несколькими возможностями для закрепления тех условий, которые обговорили стороны:

- обычное медиативное соглашение, которое подписывается всеми участниками процедуры и добровольно исполняется;

- медиативное соглашение, удостоверенное у нотариуса. Такое соглашение имеет силу исполнительного документа. Его можно предъявлять, например, для исполнения в банк. На его основании также можно впоследствии возбуждать дела о банкротстве;

- если участники пошли в медиацию, когда спор уже рассматривался судом, то медиативное соглашение может быть утверждено как мировое.

-4

Когда пригодится медиация?

Бизнес начал более активно присматриваться к медиации в «коронавирусную» эпоху. Особенно сложными тогда были отношения арендаторов и арендодателей. Новые законодательные нормы и разъяснения к ним были направлены на разрешение этих противоречий, но они появлялись лишь со временем, а решение спорных вопросов предпринимателям нужно было здесь и сейчас. На тех условиях, которые для них приемлемы.

Тогда и стали более востребованны услуги переговорщиков, которые помогали провести конструктивные обсуждения и сохранить нормальные отношения. Конечно, предметом договоренностей становилась не только аренда, но и другие обязательства из договоров купли-продажи, оказания услуг и проч.

Как мы обсуждали выше, сегодня в условиях санкций и ограничений многие бизнесмены могут столкнуться с неспособностью исполнять обязательства либо с невозможностью получить исполнение от контрагентов как минимум в срок.

Если в таких ситуациях цена вопроса гораздо выше, чем стоимость услуг медиатора, есть смысл обратиться к его услугам.

Однако не только цена процедуры является определяющим фактором. Если речь идет о том, что сторонам нужно оставить сам конфликт и (или) условия его разрешения в тайне, то разумно будет обратиться к медиатору, гарантирующему конфиденциальность.

-5

Еще один важный момент – необходимость сохранить отношения с контрагентом, если планируется дальнейшее сотрудничество. Дело в том, что медиация – именно про эффект «win-win», где каждый в итоге чувствует себя победителем.

Если вам нужны услуги медиатора, звоните +7 (495) 649-00-65 или оставляйте заявку для первичной консультации через форму сайта.

Материал был полезен? Ставьте лайк и подписывайтесь!