Автор - Александр Басов
Пишу эту статью под впечатлением от встреч с Линой Георгиевной Вислобоковой – художником, архитектором, проживающей в Ялте свою сложную, но светлую 95-летнюю жизнь, наполненную трудолюбием, юмором, любовью и творчеством.
Начну немного издалека. Мой отец, художник Яков Басов, еще учась в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде очень дружил с архитекторами. Они всегда выделялись от протестных, «расхристанных» живописцев своей аккуратностью, чистотой линий и акварели, организацией жизни и учебой.
И потом, после войны вернувшись в Крым, отец подружился с ялтинскими архитекторами П. Стариковым, В. Стемпинским, Л. Вислобоковой и многими другими. Помимо своего творческого наследия отец оставил мне на жизнь дружбы – с музеями, библиотеками, театрами, газетами. С журналистами, искусствоведами и архитекторами. Я много лет работал в Якутии, и не мог в свои редкие визиты в Крым близко подружиться с творческими людьми, окружавшими отца. Поэтому сейчас, когда я живу в Ялте, я с радостью погружаюсь в мир жизни и творчества таких людей.
Мне повезло, я еще застал и успел подружиться тепло и радостно со многими людьми, составлявшими цвет культуры Крыма – ботаниками В. Голубевым, И. Голубевой, художниками В. Толочко и Н. Моргуном, скульпторами С. Чижом и Р. Сердюком, режиссером театра А. Новиковым, поэтами и писателями Л. Кондрашенко и Г. Печаткиной, музейщиками А. Пальчиковой и Н. Лозбень, виноделом И. Голокоз и многими другими. Теперь храню о них светлую память.
Но особую радость мне доставляет дружба с Линой Георгиевной, мир которой огромен, светел и полон любви к искусству, природе и человеку. И погружаясь в этот мир, открываешь глубины чувств, эмоций и понятий. Причем, открываешь не только в ней, что естественно, но и в себе при общении с этим необыкновенным человеком.
Ее жизнь не была простой и гладкой. Но с детства окруженная заботой и любовью родителей, в солнечной Одессе, она навсегда впитала в себя яркость и тепло южного солнца и счастье человеческого общения. Ее отец, капитан дальнего плавания, ходил на судах Черноморского пароходства. И ее, еще девочку, брал с собой в некоторые рейсы, наполняя ее детскую душу особым очарованием моря и человеческих отношений. Отец погиб в 1941 году на мостике пассажирского парохода «Кубань» от фашистской бомбы при высадке десанта в Феодосии. Потом, уже в возрожденном Черноморском пароходстве, два судна были названы именем «Капитан Вислобоков».
Преданные друзья отца не оставляли семью без своей заботы. И когда Лина заболела туберкулезом, они помогли семье перебраться в Ялту. Их окружил заботой начальник Ялтинского порта А. Степанов.
После окончания школы Лина поступила на архитектурный факультет Одесского архитектурно-строительного института. Здесь она нашла свою любовь. После окончания института переехала в Ялту. И все последующие годы ее творческая и личная жизнь была связана с этим южным, морским, в чем-то похожим на ее родную Одессу городом. И ее страсть к архитектуре, рисованию, живописи полностью раскрылась именно в Ялте.
Ее муж, прекрасный архитектор и художник, В. Стемпинский смог превратить их совместную жизнь в праздник гармонии и искусства. Они много ходили по городкам и тропам Южного берега Крыма, рисовали самозабвенно деревья, корабли, дома старой Ялты или Гурзуфа, море в разных его состояниях. Ее дядя В. Змиевский, тоже архитектор и художник, который жил в Москве, но часто приезжал в Крым, тоже оставил много прекрасных, и даже фантастических рисунков и живописных работ.
Но я хочу рассказать о своем впечатлении о Лине Георгиевне за последние годы, когда я уже жил в Ялте и плотно занимался творчеством своего отца. Меня заново познакомили с Линой Георгиевной пять лет назад, когда она жила уже одна, без своего дорогого Володечки, без своего родного дяди, не выходя из дома уже несколько лет из-за болезни ног, без своей любимой работы, без потрясающей природы Крыма перед своими глазами.
И здесь открывается чудо человеческой души, которое я и назвал Вселенная по имени Лина. Худенькая, практически бесплотная, медленно передвигающаяся на ходунках по квартире, но с веселыми глазами, искрящимся одесским юмором, чистым молодым голосом, наполненная светом и любовью ко всему сущему на земле.
При новом знакомстве с ней, мне сразу вспомнились строки французского поэта:
Дорогу, дорогу Гасконцам,
Мы Южного неба сыны.
Мы все под полуденным солнцем
И с солнцем в крови рождены.
Ах, как прекрасно с ней разговаривать. Обо всем, перебивая друг друга и перескакивая с одной темы на другую, от прозы к поэзии, от истории к дням сегодняшним. Даже при перечислении имен любимых писателей, сразу теснятся цитаты из их произведений. И как хорошо делиться этими ощущениями.
Еще одна поразительная вещь. За все эти годы общения с Линой Георгиевной я ни одного раза не услышал от нее ни одного слова жалобы на что-либо. Просто в ее мироощущении нет плохого. Она ощущает себя счастливым человеком, в жизни которого было и есть много любви. И ее убеждение, что любовь, как солнце дает всему жизнь – это не слова, а глубокая вера, которую она исповедует всю жизнь.
Удивительно щедрый человек, она все семейное богатство – рисунки, акварели, картины щедро раздает музеям, школам, библиотекам, дому детского творчества. И какой радостью светятся ее глаза, как дрожит от волнения голос, когда ей звонят музейщики с благодарностью за подаренные работы.
И прекрасную библиотеку, которую они с мужем бережно собирали всю жизнь, она щедро раздает людям и музеям. Сама чудесный, тонкий художник и рисовальщик, она прекрасно понимает и воспринимает творчество других. Поэтому, мне было радостно приносить ей в подарок альбомы, книги и рисунки моего отца. И как она тепло вспоминала их творческое общение.
Она продолжает дружить со многими людьми, в том числе и со своими коллегами архитекторами. И в этом она находит особую радость жизни.
И я, благодарный почитатель ее таланта жизнелюбия, благодарю судьбу за возможность общения с таким душевно молодым человеком.