Найти в Дзене
Управление стрессом

Секретный приём, который способн предотвратить множество конфликтов и…

ТЕХНИКА-3:

НАУЧИТЕСЬ НЕ СЛУШАТЬ, А СЛЫШАТЬ

Эмпатия – это способность проникаться чувствами и состоянием другого человека, как бы временно вживаясь в его роль, смотря на мир его глазами. Это естественное человеческое свойство, которое можно развивать. В близких отношениях невозможно без эмпатических способностей – без них каждый слышит лишь самого себя, а не другого, сосредоточен лишь на своих чувствах и реакциях и не понимает чувств другого.

Эмпатически слушать – это значит слушать, пытаясь за словами определить, что человек чувствует, почему говорит именно так. Большинству из нас эмпатически слушать мешает привычка сосредоточиваться не на партнере, а на себе. Так, когда партнер говорит, мы не столько внимаем ему, сколько думаем, как будем отвечать. Мы озабочены тем, чтобы донести до партнера свои чувства и мысли – а не тем, чтобы понять его. Таким образом, разговор превращается в диалог глухих, когда каждый кричит другому о чем-то своем и совершенно не заинтересован в том, чтобы услышать ответ.

Однако для благополучия отношений как раз очень важно именно услышать ответ, и не только услышать – но и понять, какие истинные чувства скрываются за словами. Прием эмпатического слушания как раз и помогает этому.

Освоить его нетрудно. Просто в очередной раз, когда вы будете разговаривать друг с другом, не спешите сразу же подавать ответную реплику на слова партнера. Та реплика, которая так и просится на язык, – это обычно либо ваше суждение о том, что сказал партнер, либо совет, которого он, возможно, не просил, либо выражение ваших собственных чувств и эмоций. Воздержитесь от такой реплики – возьмите паузу и, прежде чем что-то говорить, мысленно повторите сказанное партнером – медленно, вдумываясь в смысл сказанного им. Можно повторить его слова и вслух – очень мягко, с легкой вопросительной интонацией. Важно, чтобы вы в этот момент действительно искренне хотели понять, что он имеет в виду. А потому саркастические, насмешливые, иронические интонации абсолютно неуместны.

Партнер обязательно почувствует, что вы на сей раз не стремитесь ему возражать или спорить с ним, не стараетесь осудить или навесить ярлык, а искренне хотите понять. Это побудит его более прямо и открыто выражать свои чувства. Вы можете еще раз повторить сказанные им слова, теперь уже с попыткой понять, какие чувства скрываются за ними. Вы можете, опять же с вопросительной интонацией, назвать эти чувства вслух, демонстрируя, что вы его понимаете. Например, он вам говорит, что устал. Возможно, ваша первая привычная реакция заключается в том, чтобы ответить, что вы тоже устали, или дать совет отдохнуть. Не делайте этого, лучше мягко переспросите: «Ты устал?» – и проникнитесь его чувствами. После этого вы сможете сказать: «Ты устал, ты так много работаешь, тебе очень непросто, я знаю». А потом просто создайте ему условия для отдыха или предложите взять на себя часть забот.

Один лишь прием эмпатического слушания способен предотвратить множество конфликтов и помочь вам найти оптимальные решения насущных проблем.

Запись на личные консультации, курсы по WhatsApp 8 964 466 55 01