Найти в Дзене

Элементы системы непрерывных улучшений

На сегодняшний день уже не осталось более или менее значительных компаний, которые бы не занимались работой по повышению эффективности своего бизнеса. Оно и понятно: бизнес существует в конкурентной среде, и, если вы свою эффективность не повышаете, то ваши конкуренты это делают, а в этом случае, у вашей компании нет шансов просуществовать долго. Сама последовательность действий и применения инструментов при реализации программ повышения эффективности описывается в специальных учебных курсах Университета Лин Шесть Сигм, таких как «Чёрный пояс Лин Шесть Сигм» и «Навигатор изменений». В этой статье важно подчеркнуть, что, обобщая опыт компаний из разных стран и различных отраслей, мы можем сделать вывод, что выстраивание долгосрочной деятельности по повышению эффективности и обеспечение устойчивых изменений возможно только, если мы работаем над улучшением трёх блоков, из которых состоит система непрерывных улучшений: Операционная система, Система управления и Менталитет и культура. Поня

На сегодняшний день уже не осталось более или менее значительных компаний, которые бы не занимались работой по повышению эффективности своего бизнеса. Оно и понятно: бизнес существует в конкурентной среде, и, если вы свою эффективность не повышаете, то ваши конкуренты это делают, а в этом случае, у вашей компании нет шансов просуществовать долго. Сама последовательность действий и применения инструментов при реализации программ повышения эффективности описывается в специальных учебных курсах Университета Лин Шесть Сигм, таких как «Чёрный пояс Лин Шесть Сигм» и «Навигатор изменений».

В этой статье важно подчеркнуть, что, обобщая опыт компаний из разных стран и различных отраслей, мы можем сделать вывод, что выстраивание долгосрочной деятельности по повышению эффективности и обеспечение устойчивых изменений возможно только, если мы работаем над улучшением трёх блоков, из которых состоит система непрерывных улучшений: Операционная система, Система управления и Менталитет и культура.

Понятие «система непрерывных улучшений», которое часто заменяют на аналогичное по смыслу понятие «производственная система», есть комплекс дополнительных процессов, правил, подходов, методик, которые направлены на реализацию улучшений трёх блоков системы и существуют параллельно с другими бизнес-процессами в компании.

Операционная система – это система взаимосвязанных процессов, преобразующих ресурсы в продукт деятельности компании. Многие компании занимаются совершенствованием своих процессов, исключением потерь в них, при этом не уделяют должного внимания двум другим блокам, которые также нуждаются в совершенствовании, чтобы обеспечивать устойчивость улучшениям процессов, которые легко обеспечить в краткосрочной перспективе, но трудно сохранить надолго. Улучшение только операционной системы даёт хороший результат, когда вы только начинаете совершенствовать свои процессы, но довольно быстро приводит вас к ситуации, когда кажется, что улучшить больше нечего.

Система управления, как следует из названия, - это система подходов и правил, которые управляют процессами компании. Она организует необходимую степень интеграции и координации работников, технических средств, других ресурсов и экономических отношений на уровне операций и процессов. К системе управления относятся организационная структура компании, формальное и неформальное распределение ответственности между сотрудниками, система совещаний, визуальное управление эффективностью, принятая система ключевых показателей эффективности, управление изменениями и другие аспекты, которые можно отнести к организации и управлению работой сотрудников.

Блок «Менталитет и культура» является, пожалуй, наиболее важным, когда речь идёт о построении работающей долгосрочно системе непрерывных улучшений. Вместе с тем, это наиболее трудно поддающийся улучшениям блок. Тем не менее, изменение менталитета и культуры способно привнести кардинальные изменения в ваш бизнес и в восприятие вашей компании клиентами. В этот блок принято относить системы обучения и мотивации сотрудников, а также такие не осязаемые, но очень важные аспекты, как открытость сотрудников и руководителей к изменениям, психологические барьеры перед изменениями, межфункциональное взаимодействие и внутренняя клиентоориентированность сотрудников.

Компании, вставшие на путь совершенствования, часто на первых порах уделяют внимание только операционной системе, но всегда рано или поздно приходят к пониманию важности двух других блоков. И в нашей стране уже есть много примеров успешного построения эффективной системы непрерывных улучшений, некоторые из которых мы рассмотрим в других моих статьях.

#непрерывные улучшения

#производственная система

#операционная система

#система управления

#менталитет и культура

#эффективность