Д. Данилов рассматривает вопрос о том, в чем заключается личная свобода.
Автор от имени рассказчика знакомит читателя с ощущениями демобилизованного молодого человека. Чтобы сравнить свободу и несвободу и глубже осознать истинную личную свободу, автор/рассказчик вначале описывает свое несвободное состояние, которое он испытывал во время службы в армии. После демобилизации свободу он понимал как желание побыть одному и не зависеть от приказов чуждых и не совсем приятных людей.
Молодой человек подробно рассказывает о том, как закончилась его служба. Он настолько соскучился по свободе, что даже не пошел с друзьями «отмечать дембель». Ему было приятно почувствовать свободу без посторонних людей. Он долго гулял по парку и радовался тому, что такое сегодняшнее состояние длительное, что он не услышит больше никаких командных слов.
Чтобы ярче выразить свое состояние личной свободы, рассказчик обдумывает, что он может сделать, так как он сейчас ни от кого не зависит. Эмоции «дембеля» выражены во многих предложениях с помощью повторяющихся глаголов «могу» и восклицательной интонации. Личное свободное понимание жизни рассказчик называет счастьем. Он сравнивает личную свободу с внутренней, политической, экономической и считает ее главной свободой.
Описание первоначального состояния демобилизованного человека и описание его дальнейших «могу» дополняют друг друга и иллюстрируют пример того, в чем может заключаться личная свобода.
По мнению автора/рассказчика, все виды свобод важны. Но личная, очень простая для каждого человека свобода важнее. Почувствовать свободу – это значит иметь возможность побыть одному, подумать, возможно, что-то пересмотреть в своей жизни. А уже потом наступает время для других видов свобод. Значит, актуальность личной свободы человека в любой момент считается прерогативой и ценится им превыше всего.
Меня заинтересовал пример осознания юноши личной свободы. Соглашаясь с Д. Даниловым, в качестве читательского примера приведу событие из жизни юноши Мцыри, главного героя одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Он оказался в плену, вырос в монастыре и уже был готов стать монахом, но убежал, чтобы попасть на родину. Три дня он скитался, заблудился и снова попал в монастырь. Перед смертью он сказал монаху, что не жалеет о том, что хотел попасть в родные края, что он познал «блаженство вольности». В течение трех дней, находясь в лоне родной природы, Мцыри ощущал состояние свободы, которую он так хотел почувствовать.
Итак, личная свобода – это, конечно же, не вседозволенность, а осознанное понимание своего поведения в любое время. И она тесно связана с личным счастьем человека.
ТЕКСТ
Свобода — это когда у тебя есть выбор и ты сам решаешь, как быть и что предпринять. Я точно знаю, что такое свобода: получилось узнать на практике.
Это был май 1989 года. Подошла к концу моя служба в Советской армии, в войсках на территории не существующей ныне страны ГДР. В моей армейской службе ничего особенно страшного не было, но в целом было трудно. Самое трудное — ты практически никогда не можешь побыть один и тебе приходится постоянно выполнять команды совершенно чуждых и, как правило, плохо относящихся к тебе людей.
И вот это всё закончилось. Длилось два года и закончилось. Нас привезли на военный аэродром рядом с городом Эберсвальде, посадили в самолёт, и мы полетели в Минск. Самолёт был самый обычный, гражданский, Ту-154. Были даже стюардессы, которые разносили воду и чай. Было приятно сидеть у иллюминатора и смотреть на проплывавшие внизу Германию, Польшу, Белоруссию, на леса, города и дороги. День был ясный, безоблачный. Белоруссия тогда ещё не была отдельной страной.
В аэропорту нашу группу погрузили в автобус и повезли в комендатуру. Молодой улыбчивый прапорщик раздал нам все необходимые для возвращения домой документы, каждый получил по 10 рублей на карманные расходы. Пожал нам руки. «Ну, парни, спасибо вам за службу. Удачно вам добраться до дома. Всё, вы свободны».
Мы свободны. Я свободен. Все пошли вместе отмечать дембель, а я не пошёл. Надо было наконец побыть одному.
Комендатура располагалась в центре Минска, рядом с небольшим парком.
Купил в киоске бутылку напитка «Буратино», тогда в нашем распоряжении не было кока-колы или спрайта, зато был напиток «Буратино» — желтоватая сладковатая жидкость с пузырьками. Побродил по парковым дорожкам, сел на скамейку. Сидел, отхлёбывал. Долго-долго сидел.
Я свободен. Могу сидеть на этой скамейке сколько угодно, хоть весь день и всю ночь. И ничего мне за это не будет. (33)Никто не рявкнет «чего расселся», никто не спросит, почему не на рабочем месте, не прозвучит слово «бегом».
А могу не сидеть на скамейке. Могу гулять по парку, по городу. Могу сразу отправиться на вокзал и поехать домой, в Москву. А могу пойти на вокзал вечером. И поехать могу не в Москву, а, допустим, в Киев или в Ленинград (дикая, конечно, идея, но — могу! могу!).
Но я долго-долго сидел на скамейке. Не хотелось никуда идти. Я смотрел на ярко-зелёные деревья, на жёлтые парковые дорожки, на улыбающихся, свободных людей, среди которых попадались красивые девушки. Впрочем, на некрасивых девушек тоже было очень приятно смотреть. Я ощущал себя принадлежащим к этим свободным, нормальным людям. Я теперь в мире свободных людей.
Это было удивительное, ни с чем не сравнимое чувство. Никогда, ни до, ни после, у меня не было такого острого, всепоглощающего ощущения счастья. Счастья от того, что можно просто сидеть на скамейке. Сколько хочешь.
Я просидел так примерно час. Потом вышел на широкий шумный проспект, спросил дорогу к вокзалу. И поехал домой.
Сейчас, вспоминая этот далёкий майский день (дату почему-то не запомнил, странно), я понимаю, что это и есть самая главная свобода — возможность просто сидеть на скамейке, идти куда угодно или никуда не идти — как хочется. А не политическая свобода или так называемая внутренняя. У тебя может быть полно внутренней свободы, но если ты никогда не можешь быть один и постоянно вынужден выполнять разнообразные приказы, следующие один за другим, то грош цена этой самой внутренней свободе. Эту свою внутреннюю свободу можно аккуратно свернуть в трубочку и засунуть… даже не знаю куда. В какое-нибудь надёжное место.
Нет, я не хочу сказать, что политическая или экономическая свобода не важна — очень важна. А уж внутренняя свобода — это и вовсе бесценный дар. Но все эти «тонкие» виды свободы становятся актуальны, только если у вас есть самая простая и самая важная свобода — свобода сидеть на скамейке. (Д. Данилов)
Дмитрий Алексеевич Данилов — российский писатель, драматург и журналист.