Найти тему
НЛК

Логистика в России всегда имела свои отличительные особенности.

Пожалуй, главные из них, тут специалисты Нижегородская Логистическая Компания не будут оригинальными, – это огромные расстояния и холодная зима. В основном эти трудности так или иначе преодолевались. Однако был случай, когда мороз привёл к полному краху, но оно и к лучшему. По крайней мере для нас, россиян.

Речь идёт о войне 1812 года, а точнее о неудачной кампании армии Наполеона. Именно его некогда непобедимую армию подвели вопросы логистики.

Большинство лошадей французской армии были выращены в тёплых по сравнению с Россией Германии и Франции, то есть к холодам они были не готовы буквально на генетическом уровне. Кроме того, в середине похода, когда ударили морозы, дороги покрылись наледью, отчего лошади скользили, а передвижение обозов и артиллерии невероятно замедлилось. Переподковать такое количество лошадей в походных условиях просто не было возможности.

Не лучше обстояли дела и у французских солдат. В то времена воевать предпочитали летом, поэтому наполеоновской армии не хватало палаток и тёплой одежды. Ведь обычно зиму армии элементарно пережидали – отсюда, кстати, пошло выражение "зимние квартиры".

Ночевать большинству представителей наполеоновской армии приходилось под открытым небом у костра. Палаток не было – при подготовке к кампании их посчитали лишней поклажей. Логику понять можно: вес оружия и разного имущества, который нёс на себе французский солдат с учетом положенного ему четырехдневного запаса провизии составлял больше 24 килограммов. Однако суровую российскую зиму логика французов интересовала мало.

Справедливости ради, многие историки и участники той войны не склонны полностью приписывать российскую победу Генералу Морозу. Герой 1812 года Денис Давыдов в 1834 году даже выпустил книжку "Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году?". Но это уже другая история, не отменяющая впрочем того факта, что логистическая составляющая французской военной кампании была полностью провалена.