Итак: 3 апреля 2022 года. За окном все меньше и меньше снега, а значит, что сезон отпусков и выходных поездок не за горами. Однако третий год подряд в мире происходят события кардинально меняющие привычный уклад жизни людей по всему миру. Последствия данных событий не обходят стороной и любителей путешествий. Какие новости подкинул 2022 год? Кое-что можно уже рассказать. Ну и решил начать данный цикл с самолетиков.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВИАКОМПАНИИ
ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕЛЕТЫ
Тут мало что поменялось. По большей части, пока что все штатно: покупка билетов, полеты. Закрыто до 7 апреля (с возможным продлением ограничений) 11 аэропортов: Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста [РБК].
Проблемы тут больше перспективные, чем насущные. Запрет поставки запчастей и проведения тех. обслуживания, грозит привести к постепенному выходу из строя импортных авиалайнеров, при условии, что не найдутся способы обойти эти санкции. Но даже в случае, если выход появится, с большой долей вероятности, стоимость обслуживания и ремонта импортных лайнеров возрастет, что отразится на стоимости билетов.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕЛЕТЫ
С международными перелетами все сложнее. Думаю, мало для кого является новостью, что из-за санкций введены значительные ограничения на полеты отечественных авиакомпаний за рубеж:
- закрыто воздушное пространство некоторых стран: касается в основном Европы и США;
- риск ареста авиалайнеров, находящихся в лизинге у иностранных компаний (наиболее масштабное ограничение, т.к. около 50% авиалайнеров российских компаний подпадают под данную категорию).
Однако сейчас начала вырисовываться определенная концепция жизни в таких условиях. Основной упор для заграничных турне будет делаться на отечественные самолеты, коих не так много и в основном это SSJ100 (суперджет).
Что это значит на практике, если проанализировать характеристики?
SSJ100 - это региональный самолет нового поколения, способный перевозить 98 пассажиров на расстояние до 3 000 км (базовая модель) и до 4 500 км (модификация с увеличенной дальностью).
Информация с официального сайта ОАК
Давай сравним с наиболее массовыми авиалайнерами эксплуатирующимися российскими авиакомпаниями: среднемагистральными Airbus A320/A321 (во всех возможных комплектациях и модификациях, включая neo и nx) и Boeing 737-800.
Все характеристики авиалайнеров взяты с официального сайта S7
Airbus A320/A321
Класс: узкофюзеляжный среднемагистральный
Количество мест: 174 эконом/8 бизнес + ~190 эконом
Дальность полета: 4 300 км/4 630 км
Airbus A320neo/A321neo/A321nx
Класс: узкофюзеляжный среднемагистральный
Количество мест: 8 бизнес + 156 эконом/8 бизнес + 195 эконом/8 бизнес + 203 эконом
Дальность полета: 6 000 км/6 100 км/6 100 км
Boeing 737-800
Класс: узкофюзеляжный среднемагистральный
Количество мест: 8 бизнес + 168 эконом
Дальность полета: 5 765 км
В итоге видим, что региональный суперджет в модификации с увеличенной дальностью сопоставим по дальности полета только с относительно старенькими A320/321. В остальных случаях он проигрывает среднемагистралам, как по дальности, так и по вместимости. Это и не мудрено, т.к. он предназначен для совершенно другой ниши перевозок, но в данном случае придется пользоваться тем, что есть. Аэрофлот, Азимут, RedWings и Россия (как самый крупный держатель суперджетов) уже запланировали в апреле полеты в Армению, Египет, Израиль, Казахстан, Киргизию, ОАЭ, Турцию, Узбекистан и ряд других стран, находящихся в радиусе досягаемости SSJ100 и не закрыли свое воздушное пространство для наших авиакомпаний. Однако не стоит забывать, что сейчас (в начале апреле 2022) ситуация очень не стабильная и география полетов может меняться по любому поводу. Кстати, стоит отметить, что в связи с использованием SSJ100, логистика международных перевозок сейчас переориентируется на Сочи, Новосибирск и другие близкие к открытым границам города в России (что логично, т.к. расстояние например от Москвы до южной границы составляет около 2000 км).
Какие есть еще варианты? Судя по всему у некоторых авиакомпаний на консервации стоят Ту-204.
Ту-204-100 (наиболее массовая модификация)
Класс: узкофюзеляжный среднемагистральный
Количество мест: до 214 эконом
Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой: 4 500 км
Максимальная дальность полета: 7 000 км
На первый взгляд характеристики у него не плохие. На безрыбье, возможно, он бы и сгодились, как временная мера. Но просто взять и снова начать на них летать скорее всего не получится, т.к. их необходимо приводить в состояние летной годности, а сколько это займет времени и сколько будет стоить, непонятно. Плюс количество самолетов, находящихся на хранении, не очень большое. А с учетом того, что Тушки проиграли по экономике аналогичным по классу Airbus и Boeing еще в 90-е (т.е. старым поколениям самолетов), смысла в их воскрешении в современных реалиях нет никакого (по моему мнению). Гораздо правильнее сосредоточить все силы на доведении до серии и производстве импортозамещенных МС-21 и Sukhoi Superjet 100. Судя по всему этой стратегии и будут придерживаться. Но временно придется потерпеть и полетать за границу на суперджетах.
ДАЛЬНИЕ ПЕРЕЛЕТЫ
Что касается дальних рейсов (протяженностью более 6000 км, т.к. именно этот потолок характерен для среднемагистральных самолетов). Не стоит забывать, что, как минимум в парках Аэрофлота, России, Nordwind и RedWings есть дальнемагистральные Boeing 777, 747 и Airbus A330, A350.
Boeing 777-300/777-200ER/777-300ER
Класс: широкофюзеляжный дальнемагистральный
Количество мест: до 373/до 440/ до 486
Дальность полета: 11 135 км/9 700 км/14 594 км
Boeing 747-400
Класс: широкофюзеляжный дальнемагистральный
Количество мест: до 522
Дальность полета: 13450 км
Airbus A330-300/A350-900
Класс: широкофюзеляжный дальнемагистральный
Количество мест: до 301/до 316
Дальность полета: 9 500 км/12 400 км
Наверное они там находятся не просто так. Безусловно, такие перелеты есть и внутри России (в первую очередь вспоминается рейс Москва - Владивосток). Однако большая часть этих самолетов эксплуатировалась на международных рейсах: например в Китай и другие страны Азии.
На дальних международных направлениях сейчас конечно все совсем туманно, т.к. заменить эти лайнеры в ближайшей перспективе точно нечем.
Сейчас будет просто мое мнение (считай гадание), какие вообще есть варианты.
На консервации стоят пара-тройка Ил-96 у Аэрофлота. Но это мало и снова нужно приводить в летную годность. Перспективы строительства новых Ил-96, наверное, все же более реальны, чем Ту-204. Но все снова упирается в экономку, т.к. он также, как и Ту-204 проиграл еще при рождении. Нужна глубокая модернизация (а может, даже разработка с нуля), но окупится ли столь дорогостоящий проект чисто на заказах отечественных авиакомпаний? Верится слабо.
Ил-96-300
Класс: широкофюзеляжный дальнемагистральный
Количество мест: до 300 эконом
Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой: 9800 км
Максимальная дальность полета: 14000 км
В разработке сейчас также находится китайско-русский (но, по ощущениям, больше китайский) Comac CR929.
Comac CR929-500/-600/-700 (по данным сайта ОАК)
Класс: широкофюзеляжный дальнемагистральный
Количество мест: до 250/до 280/до 320
Дальность полета: 14 000 км/12 000 км/10 000 км
По плану первый полет должен состоятся в 2023 году. Но это только первый полет, сама сертификация займет несколько лет. Так что какое-то более-менее адекватное количество произведенных самолетов удастся увидеть не раньше 2030 года. Светлое китайское будущее... причем совсем не близкое.
А больше то вариантов и нет.
Часть импортных самолетов российских авиакомпаний, конечно, не находятся в иностранном лизинге и есть вероятность, что их тоже можно будет увидеть в расписании рейсов в какой-то перспективе. А может быть и все остальные (если санкции в этой части снимут). Но пока что все вот так.
ИНОСТРАННЫЕ АВИАКОМПАНИИ
В качестве контрсанкций небо России было закрыто для авиакомпаний из стран, которые закрыли свое воздушное пространство для российских авиакомпаний. Плюс, по разным причинам, отменяются рейсы и у авиакомпаний, которые под российские санкции не попали. В основном это связано с тем, что страховые компании не желают страховать полеты в Россию. Однако такие компании, как Emirates, Turkish Airlines, а также и некоторые другие продолжают летать в Россию. А это значит, что улететь все же можно куда угодно.
Сложности в данном случае будут при покупке билетов на рейсы, т.к. карты VISA и MasterCard российских банков теперь не принимают за границей, а платежную систему Мир и китайскую UnionPay принимают не везде. Однако, как пример, Emirates принимает UnionPay.
ВСЕ ЖЕ ЛЕТЕТЬ МОЖНО, НО ОСТОРОЖНО
Пришло время рассмотреть варианты перелетов туда, куда стало проблематично добраться. Безусловно, в ближайшее время править балом в международных перелетах из России будут оставшиеся иностранные авиакомпании и летать придется окольными путями, т.е. с бόльшим количеством пересадок, чем раньше. А это значит, что и расходы на дорогу станут больше.
На помощь путешественникам, в данном случае, придут такие сервисы, как агрегаторы: Яндекс.Путешествия, tutu.ru, Ozon Travel и наверное есть какие-то другие. Они не только смогут простроить маршрут, но и помогут оплатить билеты привычными способами даже у иностранных авиакомпаний (т.к. работают на территории России).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как можно видеть, перелеты внутри страны в более-менее привычном виде сохраняются, за редким исключением. С международными перелетами ситуация сложная, но не безнадежная. Однако снова хочу напомнить, что сейчас (по состоянию на апрель 2022) по прежнему сохраняется высокая неопределенность. По разным причинам рейсы могут отменяться и переносится. Это влечет дополнительные риски, вплоть до ситуаций, что улететь в приемлемые сроки не получится. И вернуть деньги будет более проблематично.
Особенно следует быть осторожными с невозвратными билетами в том числе и на внутренних перелетах. Например, если брать билеты для перелета разными авиакомпаниями, то есть риск, что при отмене рейса одной из компаний, будет необходимость вернуть билет(ы) и той компании у которой рейс состоится, а если этот билет будет не возвратный, то деньги за него не вернут. Такая же ситуация может возникнуть, если лететь одной авиакомпанией, но билеты оформлены отдельно друг от друга. Например, если сначала оформить билет в одну сторону, а обратный билет купить отдельно позже. В случае отмены одного из рейсов и невозвратных билетах, можно будет вернуть деньги только за отмененный рейс.
Поэтому будь внимательнее и соизмеряй риски. А если собираешься за границу, подумай, а нужна ли она тебе в текущей ситуации? Возможно стоит дождаться, когда ситуация более-менее стабилизируется. К тому же Россия самая большая по территории страна в мире, где проживает множество народов и сходятся различные культуры, не говоря уже про природные красоты. Может в ней найдется местечко, которое тебя заинтересует, как путешественника?
#путешествие #туризм #авиация #самолет #поездка #2022