В 1984-м году Ронни Джеймс Дио записал свой самый успешный в коммерческом плане альбом – «The Last in Line», который стал второй «платиновой» пластинкой музыканта в США, правда, и последней. Тем не менее, популярность Дио только росла год от года, и, чтобы этот Мастер хэви-металла потом не записал – все становилось классикой рока невзирая на качество.
Я писал в предыдущей своей публикации о дебютном альбоме Ронни Джеймса Дио «Holy Diver», что он мне очень понравился. И на самом деле, «Святой ныряльщик» - альбом зачетный, это настоящее явление в рок-музыке тех лет, а в музыке металлической – так вообще знаковый, или точнее – культовый альбом.
Но вот когда мне принесли осенью 1984 года новинку - второй альбом Дио «The Last in Line», то прямо во время его прослушивания мне стало ясно, что эта пластинка гораздо более сильная. Нет, в принципе, это весьма родственный клон первого альбома, потому что если прослушать эти два альбома в ускоренном темпе, ну, не в смысле ускорить звук, а просто прослушать их как бы между делом, то покажется, что это один двойной альбом.
Но если слушать пластинку 1984 года целенаправленно, то прогресс тут налицо. Сейчас объясню, какой.
Во-первых, Дио, который записывал альбом самостоятельно, то есть был его единственным продюсером, понял главную проблему – надо поменять местами музыканта-новичка, и музыканта-ветерана. То есть он усилил звучание бас-гитары Бэйна и отодвинул вглубь гитару Кэмпбелла. В результате саунд стал гораздо более плотным, более объемным, и, несмотря на то, что гитара стала звучать тише, риффовка за счет баса приблизилась к классическому звучанию Black Sabbath.
Во-вторых, с барабанщиком Винни Эпписи тоже была проведена работа, и он зазвучал как самый натуральный Билл Уорд на последних альбомах «Саббатов». Это тоже сделало саунд пластинки гораздо более серьезным, чем на дебютном альбоме, и местами меня не покидало ощущение, что я слушаю «Heaven and Hell».
Ну, и, в-третьих, значительно сократилось количество «проходняковых» песен почти до нуля. Нет, есть там одна такая, но она «проходняковая» не полностью, а только в припеве, ну, я это отмечу в обзоре по песням. Однако самое главное все же то, что на альбоме нет ни хитов, ни провалов, то есть каждая из песен, представленных на нем, имеют одинаковую ценность. Альбом совершенно ровный, и критиковать практически нечего.
Интересно, что все прелести этого альбома оценили и фанаты. У нас в СССР, правда, этот альбом не стал культовым, как дебютник, и цены на него были рублей на 5 меньше. Однако на Западе было все наоборот – пластинка в британских чартах поднялась с 56-й позиции дебютника на 24-ю, а в США – с 13-й на 4-ю. Это был значительный успех, и у Дио появились все основания верить в свою восходящую на сольном музыкальном пространстве звезду.
Итоги: «The Last in Line» всего за два месяца в США был продан в количестве 500 тысяч копий («золотой статус»), а «платины» (более 1 миллиона) ему пришлось ждать почти 2,5 года. Напомню, что «Holy Diver» стал «золотым» всего через 3,5 месяца после выхода, а «платиновым» - через почти 6 лет. Сколько копий альбома было официально распродано во всем мире – я не знаю, но думаю, что по 3-4 миллиона каждый.
Итак, давайте рассмотрим песни, которые нам спел Дио на своем альбоме, чуть более подробно.
Сторона 1:
1). We Rock (4:35) «Мы круты». Песня и на самом деле крутая, правда, она не такая заводная, как «открывашка» с первого альбома, но тут Дио можно простить, потому что за счет очень мощного и одновременного четкого барабанного боя, а также доминирующего баса, песня получилась весьма эпической. Да и композиторские таланты Дио весьма тут очевидны. Да, Дио задвинул гитару Кэмпбелла на задний план, заставив его просто создавать шумовой фон, но вот никакого вето на соло на гитариста он не накладывал. Хочу сказать, что Кэмпбелл – мастер гитарного соло, правда, не во всех песнях он им блещет, но если уж блещет, то именно блещет. Сблистал он на соло и на этой песне, я этим соло постоянно заслушиваюсь.
2). The Last in Line (5:48) «Последний в очереди». Тут Дио решил повторить успех песни «Святой ныряльщик» с дебютника. Правда, переплюнуть по мелодике ему тот номер не удалось, зато этот получился гораздо мощнее как раз за счет баса и барабанов. А вот Кэмбелл решил слямзить конструкцию своего соло с песни «Bluesy Blue Sea» альбома «Magic» группы Gillan 1982 года. Но зато сделал он это так изящно, что никаких претензий я ему за это предъявлять не собираюсь. Дело в том, что тогдашний гитарист Гиллана Дженик Герс (нынешний «айрон-мэйденовец») играет гораздо слабее Кэмпбелла, и без всякой фантазии. А вот Кэмбелл даже в плагиат вложил всю свою душу. Ну не красавец разве?
3). Breathless (4:09) «Затаивший дыхание». Чистый Black Sabbath времен «Mob Rules» 1981 года, тут даже Эпписи почти что скопировал звучание своих же барабанов того периода. А Бэйн чешет так, что временами заглушает гитару Кэмбелла. Зато на соло Кэмпбелл сыграл как чистый Рэнди Роудс, а в этом месте мне показалось, что я слушаю альбом не Дио, а Осборна. В общем, отличная суровая песня.
4). I Speed at Night (3:26) «Я мчусь ночью». Суперские скоростной боевик, Ритм-секция группы прямо в ударе, и даже сам Маэстро Дио теряется на ее фоне. А вот Кэмбэлл забацал соло чисто в духе Ричарда Блэкмора в песне Rainbow «Kill The King», правда, без фирменных блэкморовских наворотов. Ну, и без этих наворотов соло зачетное!
5). One Night in the City (5:14) «Одна ночь в городе». Еще один боевик наподобие № 3 на этой пластинке. И снова тут Джимми Бэйн ведет все партии, а Дио только плывет на этой волне сверху. Нет, на этом диске Джимми Бэйн разыгрался не на шутку. Правда, мастерства Гизера Батлера он не достиг, но и так прекрасно. Соло на гитаре хоть и относительно короткое, зато очень качественное и по технике, и по замыслу, даже не скажешь, что это играет не гуру металла, а практически молодой новобранец.
Сторона 2:
6). Evil Eyes (3:38) «Злые глаза». И снова Эпписи старательно копирует манеру Билла Уорда из альбома BS «Heaven and Hell». Да и песня вся словно для того альбома и записывалась, Бэйн тут вплотную приблизился к звучанию Батлера, правда, ритм Кэмбэлла немного слабоват для создания саунда Тони Айомми. Зато соло достаточно зачётное. Про Дио даже не упоминаю, потому что он в любой песне поет так суперски, что не то что критиковать, но и комментировать нет никакого смысла.
7). Mystery (3:55) «Тайна». Да, забыл сказать, что на этом альбоме появился пятый официальный участник группы «Dio» - клавишник Клод Шнелл, который до этого играл на концертах, но к записи альбома его решили зачислить на полное довольствие. Не скажу, что это какой-то выдающийся музыкант, его партии даже я смог бы сыграть, хотя в клавишах полный ноль. На этой песне его таланты особенно заметны. Что до самой песни, то она скорее напоминает что-то наподобие в репертуаре группы Rainbow (типа небезызвестного номера «Since You Been Gone» 1979 года), которое написано исключительно для американских домохозяек в качестве фонограммы для душещипательных фильмов. Но я эту песню, имеющую все признаки «проходняка», ценю за четкий «саббатовский» ритм в куплетах, а вот за «рэйнбовский» припев готов ее покритиковать. Но пока что не буду.
8). Eat Your Heart Out (4:02) «Ешь свое сердце». Еще один боевик чисто «саббатовского» периода. Думаю, что если бы эту песню Дио сочинил для альбома «Heaven and Hell», то она туда вписалась бы просто прекрасно. А соло Кэмпбэлла тут звучит так, как сыграл бы его Джэник Герс, если бы умел играть так же прекрасно, как Кэмпбелл. Ну, в том смысле, что Кэмпбелл повторил манеру игры Герса, но сделал это очень круто, раз в 10 круче, чем нынешний знаменитый «мэйденовец».
9). Egypt (The Chains Are On) (7:02) «Египет (цепи надеты)». Прекрасный эпик с жесткой риффовкой. Тут снова слышны таланты клавишника Шнелла, но всего на несколько секунд. Интересно, кто написал этот шикарный рифф – сам Кэмбелл, или ему Дио его нарисовал? На пластинке имя гитариста в этой песне стоит последним, после Дио, Эпписи и Бэйна. Ну, в принципе, это ничего не значит, в группе всем рулил Дио, как он скажет, то на пластинке и напишут. А лично я думаю, что все риффы придумывал исключительно Дио. Талант этого музыканта многогранен, не забываем, что до середины 70-х он во всех своих группах играл на бас-гитаре. А бас-гитарист – это тот же ритм-гитарист, то есть мастер, умеющий придумывать зубодробительные гитарные риффы. Тем более за успех своего собственного альбома отвечал именно он, а не прочие музыканты, которые могли в любой момент быть просто уволены.
В общем, что сказать в заключение?
Скажу я вот что: «The Last in Line» - это самый коммерчески успешный альбом Дио в США, да и в Великобритании тоже. После него популярность группы начала хоть и медленно, но спадать, впрочем, это не говорит о том, что сам Дио стал терять популярность. Дио до самого своего конца становился все популярней и популярней, а падение финансовой популярности самих альбомов в случае с такой знаковой личностью – это ни о чем.
Но если говорить конкретно об альбоме, то да – это самое сильное его на коммерческом рынке произведение, хотя культовым его назвать трудно. Культовым, как я говорил выше, является «Holy Diver». Однако и этот альбом прекрасен, и хотя следующий не хуже, но все же не будем забывать, что именно «The Last in Line» явился логической вершиной музыкального творчества Ронни Джеймса Дио как одного из самых знаковых представителей зародившегося на переломе 70-80-х хэви-металла.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОННИ ДЖЕЙМСЕ ДИО НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Как Ронни Джеймс Дио записал в начале 80-х свою первую трилогию убойных хэви-альбомов
Black Sabbath на пике. 1980-83 годы - это последние попытки великой группы остаться на Олимпе
Rainbow «On Stage», 1977 г. ~ самый классический хард-роковый альбом громких 70-х