Найти тему
Немногое о многом

Шумерская мифология. Часть 1

Нужно прояснить некоторую деталь относительно месопотамских мифов – в них очень трудно разобраться. Почему? Во-первых, потому что сведения о них мы черпаем в основном из шумерских и аккадских глиняных табличек, которые дошли до нас далеко не в самом лучшем виде. Во-вторых, потому что под месопотамскими мифами следует понимать также шумерские, акадские, вавилонские и ассирийские.

Все перечисленные народности проживали на территории плодородного полумесяца в промежутке между 3-м и 1-м тысячелетиями до н.э. и постепенно вытесняли или ассимилировали друг друга. Процесс этот сопровождался принесением чего-то своего, но в тоже время переработкой чужого. Вот и тут при, поиске именно шумерских мифов, мы в большинстве случаев натыкаемся не на оригинальные их версии, а на более поздние обработки тех же аккадян, вавилонял или ассирийцев, где имеют место признаки более сложной политической организации, какой у шумеров точно не было.

Пара слов о скудности источников…

Взяв в руки любую книгу по шумерской мифологии, вы вероятно отметите две детали: они написаны далеко не как сборник греческих мифов Николая Куна, а как полноценное исследование пестрящее гипотезами и предположениями. Что же до пересказа самих мифов - там всегда есть пробелы, представляющие собой белое пространство с единственной пометкой: «здесь табличка откололась» или «тут иероглифы стерты и текст прочитать невозможно» и т.д.

Итак, что же мы можем сказать о шумерской мифологии на основе тех скудных сведений, что имеются сейчас.

Среди кучи разрозненной информации выделяют три основных шумерских мифа:

Думузи и Инанна
Думузи и Инанна

1. Миф о Думузи и Инанне.

Миф этот собирался буквально по кускам из разных табличек шумерского периода, потому существует несколько его вариантов. Я изложу точку зрения известного шумеролога Сэмюэла Крамера, который якобы излагает самую раннюю шумерскую версию этого мифа.

Главными героями мифа являются Думузи и Инанна. Богиня Инанна по невыясненной причине спускается в подземный мир где правит ее сестра Эрешкигаль. Перед тем как уйти она дает ряд указаний своему слуге Ниншубуру: если через три дня она не вернется он должен будет обойти целый сонм богов и каждого попросить о том, чтобы Инанну в подземном царстве не убили. Инанна надевает свои царские одежды и отправляется в путь. У ворот ее встречает страж Нети. По закону подземного царства у каждых 7-ми ворот Инанне придется снимать часть одежды, дабы те открылись. Когда она все-таки оказалась перед своей сестрой и Анунаками они обратили на нее свои «глаза смерти» и превратили в труп, после чего подвесили на шесте. Через три дня слуга Инанны стал хлопотать о ее возвращении и уговорил бога Энки помочь. Тот создает неких Кугарру и Калатурру и оправляет их в подземный мир посыпать труп Инанны «пищей жизни» и оросить «живой водой». После исполнения этих нехитрых ритуалов богиня возвращается к жизни.

Однако она не может просто так покинуть подземное царство, не найдя себе замену. Далее Инанна возвращается в мир живых в сопровождении демонов, которые должны забрать кого-то взамен ее. Они приходят в город Урук где у Инанны происходит ссора с ее мужем Думузи (тот не склонил перед ней головы, и та посчитала это оскорблением). В наказание она передает его в руки демонов. Думузи умоляет бога солнца Уту помочь ему, и тут текст обрывается, мы не знаем, что с ним стало дальше.

Есть и более поздняя аккадская версия этого мифа в которой Инанна также спускается в подземное царство, но только затем, чтобы спасти Думузи. Тут перед нами разворачивается полноценная любовная история, в целом более стройная и понятная.

-3

2. "Миф о творении" который делится на 3 подгруппы:

Происхождение вселенной (Гора небес и земли).

Начинается он с того, что некая Намму которая является олицетворением моря дает жизнь небу (Ану) и земле (Ки). Небо и земля изначально были горой, основание которой – земля, а вершина – небо. После Ану и Ки (брат и сестра) вступили в союз, плодом которого стал бог воздуха Энлиль, который впоследствии отделил небо от земли. Таким образом вселенская модель вместо монолитной горы стала представлять собой небо и землю, разделенные воздухом. У Ану и Ки были еще дети, они стали олицетворением стихий, затем родились младшие боги Ануннаки.

Устройство вселенной.

Энлиль вместе со своими младшими братьям и сестрами приложил не мало усилий чтобы превратить землю в райский уголок (облака, травы, деревья, плоды – все это их заслуга). Земля стала настолько прекрасна, что боги захотели остаться на ней. Энлиль построил для своих братьев и сестер город Ниппур где все жили, по справедливости. Себе в центре города он возвел высокий помост.

Жила в Ниппуре сестра Энлиля Нунбаршегуну у которой была красавица дочь Нинлиль. Когда Энлиль заметил ее, то воспылал желанием и в итоге после первого отказа овладел ей. Боги узнали об этом и собрали совет на котором решили изгнать насильника в подземный мир. Как ни странно, следом за ним последовала Нинлиль, толи по тому что успела привязаться к нему, толи из-за того, что была беременна. В подземном мире она родила Нанну (бога луны). Не желая того чтобы сын рос в темноте преисподней Энлиль придумал гениальный план – нарожать с Нинлиль еще 3-их ребятишек которые должны были занять место Нанну в подземном мире тем самым обеспечив ему свободу. Что же до Энлиля и Нинлиль, то по прошествии положенного времени они возвратились на небо и жили в самом отдаленном его конце как можно дальше от смертных. Но Энлиль похоже был тем еще мизантропом потому как редко упускал возможность обрушить на людей различные бедствия (чуму, засуху, потопы), одна только Нинлиль худо-бедно могла его успокоить.

Энлиль – это классический образ божества, которое может и покарать, и помиловать. Он считается создателем всей растительности, скота, орудий труда и прочих благ цивилизации. Этим он не мало помог людям хотя и действовал опосредованно, через создание менее значимых богов, выполняющих его задания. Например, по совету бога мудрости Энки, Энлиль создал Лахара и Ашнан которые дали земле скот и зерно.

В целом боги, как вы могли заметить изображены антропоморфным (также, как и греческие) с присущими людям пороками. Так же как люди они пьют, сорятся и то и дело забывают о своих обязанностях. Человека боги создали для того чтобы было кому работать, садить огороды и разводить скот.

Сотворение человека.

Этот миф интересен тем что объясняет не только, как и почему произошло человечество, но и почему человечество несовершенно. Почему среди нормальных, здоровых людей способных работать, содержать себя и богов есть больные и немощные являющиеся обузой общества.

Вскоре после создания и обустройства мира, когда жизнь богов на земле устаканилась и они зашили припеваючи встала очевидная проблема дефицита продовольствия. Богов стало много и все они жили в праздности, не занимаясь восполнением ресурсов. Когда подступил голод боги попросили у праматери Намму помочи, а та в свою очередь переложила эта бремя на бога мудрости Энки, наказав ему вместе с Нинмах вылепить их глины помощников – людей, которые и возьмут на себя всю грязную работу. Такая новость богам понравилась и решили они организовать пирушку, на которой Энки и Нинмах и занялись работой. Один лепил, а другая назначала судьбу. Правда скульпторы в то же время изрядно выпивали и постепенно хмелели из-за чего работа их так сказать шла с браком. Так слепили они урода морщинистого с кривыми ногами, которому суждено было стать слугой, затем безбородое существо без грудей - не мужчину и не женщину (то есть евнуха) которому поручили служить в гареме. Потом они создали старца и еще парочку уродцев, о которых ничего неизвестно так как текст прерывается...

-4

3. Миф о потопе.

Суть его в том что боги решают уничтожить человечество. Бог Энки пытается помешать этому и уберечь человечество от гибели. Он рассказал царю города Сиппара Зиусудре о намерениях богов и сообщил что нужно сделать чтобы спастись. Далее отсутствует часть текста где должно описываться строительство ковчега. На этом шумерские источники обрываются. И продолжение мы узнаем уже в вавилонском вариант потопа. Тут он значительно расширен и является частью обширного эпоса о Гильгамеше. Я не буду сейчас излагать весь вавилонский вариант, в таком случае лучше сделать это вместе с непосредственным изложением самого эпоса о Гильгамеше, что я сделаю в отдельной статье.

-5

Миф о Гильгамеше.

Самый полный вариант мифа о Гильгамеше доступен нам в его вавилонском варианте, но существует и шумерский источник в виде нескольких эпизодов с его участием. Большая часть шумерской поэмы до нас не дошла так что приходится говорить об отдельных обрывках. Первый из текстов называется «Гильгамеш и Агга» отражающий борьбу за первенство между древними шумерскими городами и о противостоянии Гильгамеша и Агги царей разных династий. Второй текст «Гильгамеш и земля живых» который определенно содержит мифологический компонент и который вероятно использовался при создании вавилонского «эпоса о Гильгамеше». Его основная тема – поиск бессмертия. Третий «смерть Гильгамеша» - развивает тему смерти и поисков бессмертия.

На этом основные мифы заканчиваются, но есть еще парочка не основных, о которых я расскажу во второй части статьи.

Рекомендуемая литература:

- Эпос о Гильгамеше;

- Самуэль Хук «Мифы ближнего востока»;

- Александр И. Немировский «Мифы и легенды древнего востока».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц