В моей практике встретился умный, прекрасно образованный старшеклассник из Киева, который чистосердечно полагал, что #фашизм и #патриотизм одно и то же. К несчастью, подобная проблема есть везде. Вот такой пробел в образовании. Надо как-то его восполнять.
Отдельные занятия, мероприятия мало приносят пользы. Нужно привести к тому, чтобы дети сами поняли разницу. Выводы, сделанные собственным разумом, гораздо твёрже, прочнее, чем вложенные извне. Информация должна пропускаться не только через сознание детей, но и через их душу.
Как объяснить разницу
Без сомнения, в школе, в СМИ, в соц. сетях, в книгах #дети сталкивались с обсуждаемыми понятиями. Вопрос в том, что они усвоили, в каком виде получили информацию.
Поэтому сперва пусть ребята изложат свою точку зрения. Помогите им наводящими вопросами. Постарайтесь спровоцировать дискуссию. Даже если они говорят всё правильно, заставьте их усомниться. Подыскивая аргументы, оппоненты глубже разберутся в проблеме. После обсуждения понятий нужно подвести итог.
Скорее всего у детей останутся вопросы по терминологии. Следующий слайд поможет ответить на них.
Теперь можно поговорить о примерах. Пусть дети расскажут о том, что знают о Великой Отечественной войне. Очень важно, чтобы прозвучали истории реальных людей. Эта беда прошлась по каждой семье. Хорошо, если дети вспомнят истории своих родственников. Завершите рассказом о своих близких, переживших ту войну.
Истории
Папа всё время твердил:
– Я ушёл, а их всех убили.
Ему в тот момент было 80 лет. Фашисты (это были литовцы) убили его сестру (7 лет), брата (4 года), бабушку и маму. Эту историю вы можете прочитать здесь. Всю жизнь он молчал: слишком тяжело было говорить. Но боль всю жизнь жгла его сердце. Мог ли он простить убийц?
Да и я, родившаяся через 12 лет после Победы, как оказалось, не простила. Германия – не только фашизм. Это ещё и глубокая культура. Я с удовольствием ездила туда на экскурсии. Тем не менее…
В Мюнхене на выставке встречаю старика-немца в возрасте моего отца. Он без ноги. У меня не возникло ни одной человеческой эмоции, естественной при такой встрече. В голове стучали две мысли:
– Может его нога покоится в моей земле…
– Может быть он стрелял в моего папу…
Однажды второклассник принёс на занятия диск:
– Ольга Зеликовна, давайте посмотрим это видео.
Это был фильм о детях в концлагерях. Очень коротенький, но глубокий, проникновенный. Дети смотрели, не дыша.
– Это правда?
– Да.
– Давайте посмотрим ещё раз.
Впоследствии мы несколько раз по просьбе ребят возвращались к нему. Скажете, нельзя в таком возрасте показывать такое? Нужно. Мальчик принёс диск, потому что фильм его потряс, расшевелил его человечность, а не жестокость.
А что сегодня?
Вернёмся в наши дни. Спросите, есть ли фашизм сейчас? Присущ он одной какой-то нации или может возникнуть в любой стране? Пусть дети выскажутся сами. Выслушайте все мнения с аргументами. Затем можно продемонстрировать картинку.
Сегодня фашисты есть везде. В том числе и у нас в Беларуси, и в России. Я однажды столкнулась с ними на ж/д станции в пригороде Минска. Здоровые, накачанные особи уверенно вышагивали по перрону с хозяйским видом. Люди опускали глаза и расступались перед ними.
В первое мгновение у меня сработал стадный инстинкт. Но тут в душе поднялась вся родовая ненависть, закипела кровь предков, погибших и переживших ту войну. Этой мрази ещё и дорогу уступать?! Поверьте, когда я столкнулась с ними в дверях, как это ни глупо в той ситуации, могла пуститься в рукопашную. И они расступились, удивлённо придержав дверь.
Если перед нацистами отступать, пряча газа, они и будут хозяевами. Их надо бить. Ещё в школе я спросила у папы:
– Зачем было освобождать Европу от фрицев? Пусть бы сами себя освобождали. Столько наших погибло там!
– Тогда фашисты вернулись бы. Их надо было добить.
Завершение разговора
Но кто же такие патриоты? Нацисты ратуют за свою нацию и патриоты тоже. В чём же отличие?
Узнав больше о фашизме, нацизме, детям легче будет искать ответ. Пусть поразмышляют, поспорят, ответят, кто на этих фотографиях, к кому можно причислить этих людей и почему.
Патриот любит свою Родину и уважает другие народы. Нацист же наоборот. Это противоположные понятия.
Но должен ли патриот считать свою Родину безгрешной, закрывать глаза на все недостатки? Нет. Это будет «квасной» патриотизм, ненастоящий. Патриот станет доступными ему способами улучшать ситуацию в своём доме. В том и сила.
#воспитание ребенка #образование #детское развитие #гражданское воспитание