Найти тему
Анна М.

Форд против Феррари. Безжалостная гонка пропитанная местью

Роботы никогда не ссорятся. Эти машины работают слаженно, как швейцарские часы, что, конечно, нельзя сказать о людях. Мы любим, ненавидим, восхищаемся, презираем.

То, что делает нас людьми – это как раз эмоции, воображение и слабости. «Человеческие страсти» никогда не заканчиваются, ведь мы стараемся доказать что-то другим, преуспеть над кем-то, достичь уровня другого человека. Именно поэтому человеческая история не раз была свидетельницей жестких противостояний титанов за земли, власть и богатства. Одно из таких противостояний произошло в 60х годах 20 века. На арене гоночного спорта встретились два непоколебимых упрямца, не желавших отступать.

Фото взято из сети Интернет. Генри Форд
Фото взято из сети Интернет. Генри Форд

В далеком 1901 году, еще не известный никому, Генри Форд сконструировал гоночный автомобиль и представил его на гонках, чем привлек к себе кучу внимания, а также к тем автомобилям, которые были созданы ранее, все тем же Фордом. Выпускал он пассажирские повозки, которые разрабатывались с целью принести покупателю комфорт и скорость. И что тут сказать? Дело свое он знал. Качество повозок, которые в будущем будут названы автомобилями, впечатляли людей. Радовал Форд и дизайном. Благодаря всему этому Генри стал основателем крупной компании по производству автомобилей в 1903 году – Ford Motor Company. Вскоре компания стала продавать автомобили миллионными сериями и заняла одно из лидирующих мест на рынке.

Фото взято в сети Интернет. Энцо Феррари
Фото взято в сети Интернет. Энцо Феррари

Пятью годами позднее, на другом континенте, 10-тилетний мальчик по имени Энцо Феррари впервые увидел гонки, на которые пришел с отцом. Идея стать гонщиком сразу же уничтожила идеи о карьере спортивного журналиста или оперного певца. Однако до своей мечты ему пришлось идти очень долго. В 1914 году началась Первая мировая война. Служить пошли все мужчины семьи Феррари. Отец и сын погибли, а Энцо позже был отстранен от службы в следствии инфекции. Семейное дело было уничтожено и Энцо была необходима работа. Он попытался устроиться на работу в Фиат, но получил отказ и пошел работать на небольшой завод по переоборудованию кузовов грузовиков в легковые автомобили. В качестве гонщика парень дебютировал в 1919 году. А в 1920 Энцо пришел в гоночный отдел компании Альфа-Ромео, которой принес не мало побед. Однако в 1929 году, после рождения сына, Энцо принимает решение оставить гонки в качестве водителя и стать создателем гоночных автомобилей. Его гоночная команда в составе Альфа-Ромео преуспевала, именно тогда и появилась знаменитая эмблема с лошадью. Феррари не отличался покладистым нравом, поэтому в 1939 году, после серьезных разногласий с директором Альфа-Ромео, он ушел и основал собственное производство запчастей для спортивных автомобилей.

И Форд и Феррари преуспевали, но все испортила Вторая мировая война. Энцо пришлось переоборудовать производство для создания оружия для фашистского правительства Муссолини. Также и Форду пришлось временно приостановить производство автомобилей и приняться за производство самолетов для американской армии. Есть теория, что заводы Феррари по «несчастливой» случайности были разрушены именно, самолетами, сконструированными Фордом. Правды мы уже не узнаем. Однако по окончании войны оба производителя со всей решительностью принялись создавать новые автомобили. Феррари основал собственную компанию по производству обычных автомобилей и суперкаров , а главой Форда стал внук Генри, Генри Форд второй.

Но! Обоих, ждал совсем не былой успех. После войны люди не могли позволить себе покупать автомобили, кому-то было нечего есть, а кому-то было негде жить.

Приходилось выкручиваться. Форд стал радовать новыми дизайнами, а Феррари сделали ставку на «внутренности» машины. Феррари решил, что для хороших продаж необходимы громкие победы на гонках. Все силы были брошены на создание скоростных «жеребцов», а выпуск автомобилей был лишь способом финансирования гонок.

Кажется, что все стало налаживаться. Форд возвращается в число лидеров рынка, а Феррари побеждает на гонках из года в год. Но все было не так красиво, как вы можете себе представить. Финансовое положение Феррари оставалось хрупким, в свою очередь Форду пришлось столкнуться с крупнейшим падением продаж. Для покупателей Форд становился скучным.

Чтобы решить ситуацию Генри Форду второму предлагают сразить мир победами на гонках. Есть лишь одна маленькая проблема. У Форда не было разработок скоростной машины, не было даже никаких планов. А вот машина нужна была «уже вчера».

Тогда-то и пришла идея купить Феррари, который гремел своими победами на гонках уже не первый год. Переговоры начались и длились не один месяц. Как казалось тогда, все шло как «по маслу». Форду нужна гоночная машина, а Энцо Феррари хотел избавиться от бремени управления компанией и заниматься только созданием гоночных машин и управлять командами на гонках. За сделку Феррари мог получить 10 млн. долларов. Однако в последний момент, Энцо Феррари отказывается от сделки. Все в недоумении. Как так?! Слухов на эту тему неимоверно много. Кто-то говорит, что Энцо не поладил с Генри и публично его оскорбил, назвав его, его компанию и производимые ими машины – мерзкими. Есть слух, что он даже сказал, что Генри Форд второй совсем не дотягивает до уровня деда. Поговаривали, что Энцо не понравился один из пунктов договора, где было сказано, что Форд будет контролировать все финансы Феррари, а это в свою очередь, означало, что и финансирование гонок будет под контролем Форда, а не Феррари, как планировал Энцо. Но вот самое интересное, что Энцо не просто отменил сделку, а продал контрольный пакет акций Феррари итальянскому автопроизводителю Фиат. Многие, в том числе сам Генри II, предположили, что Энцо никогда и не собирался заключать сделку с компанией. Он вел переговоры, только чтобы заставить Фиат предложить более высокую цену.

Что тут скажешь? Сработало. Феррари получил то, что хотел, оставив Форда у разбитого корыта. Ни сделки, ни машины.

Фото взято из сети Интернет. Суперкар Феррари
Фото взято из сети Интернет. Суперкар Феррари

Генри был в ярости. Он не мог закрыть на все глаза. Теперь он хотел не просто скоростную машину, которая будет где-то там побеждать, он хотел уничтожить Феррари на гонках, хотел занимать первые места там, где Феррари считали непобедимым лидером. Он знал, что больнее всего для Феррари, станет победа Форда на гонке «24 часа Ле-Мана».

Для победы нужны были не деньги, а машина невероятной мощи. Разработчики компании Форд приступили к созданию «убийцы Феррари». На тот момент они уже вовсю занимались созданием экспериментального двигателя. Результат оставлял желать лучшего. Автомобиль был действительно высокоскоростной, но абсолютно ненадежный. Главное правило Ле-Мана в том, чтобы машина и водитель на протяжении 24 часов оставались впереди всех и пришли к финишу первыми, а разработка Форда, не могла гарантировать этого даже на 50%.

Но, кто не рискует, тот не пьет шампанского. 1964 год. Ле-Ман. Все газеты пишут о противостоянии Форда и Феррари.

По правилам, на старте, гонщикам необходимо добежать до машины, залезть и жать на газ. Уже на этом этапе у Форда возникает проблема. Одна из их машин не завелась с первого раза, отбросив тем самым себя в конец гонки. И эта машина, и все остальные авто Форда сошли с дистанции по различным причинам. Феррари же занимают первые три места в гонке и знаменуют этой победой «убийство Форда по-итальянски».

Форд понимает, что им нужен профи, гонщик, который сам конструирует машины и уже побеждал в Ле-Мане. И они такого нашли. Кэррол Шелби. В бывшем американский фермер, который не смотря на слабое здоровье решил связать свою жизнь с гоночным спортом. Интересно, что Феррари уже предлагали Шелби место в их команде, и не один раз. Однако, он эти предложения отклонил. Объяснял он это тем, что ему не нравился подход Энцо Феррари, который, по его словам, стравливал водителей между собой. Но такой прием был довольно распространен в данном виде спорта, поэтому не будем сильно ругать Энцо.

Кэррол Шелби и его друг Кен Майлз принимаются за дело. И они сделали все, что было в их силах и представили руководству Форда, то, о чем они просили. Гоночный автомобиль, который при правильном управлении станет чемпионом.

1965 год. Ле-Ман. Пара часов до старта. Обстановка напряжена. Машины готовы. Но и в этот раз Форду не удается победить. В последнюю минуту они решают поменять двигатели на всех машинах, что становится причиной их проигрыша. Ни один суперкар Форда даже не приблизился к финишной прямой. Все они сошли с дистанции. Ненавистный Фордом, Феррари, празднует победу.

Фото взято из сети Интернет. Суперкары Форда
Фото взято из сети Интернет. Суперкары Форда

1966 год. Ле-Ман. Мало кто уже ждет победы Форда. Итак. Старт. Суперкары рассекают воздух на длинной дистанции. И у Форда появляется шанс на победу. Машины Феррари начинают ломаться и сходить с дистанции, в то время как, суперкары Форда лидируют в гонке. И вот момент истины. Финишную прямую одна за одной пересекают три машины Форда. Долгожданная победа и уничтожение Феррари, так как ни одна из их машин даже близко не подъехала к финишу.

Однако данная победа не обошлась без скандала. Начальник пиар-отдела Форда, Лео Биб, мечтал о фотографии, где сразу три машины одновременно пересекут финиш. Поэтому через Шелби он передал Майлзу записку, в которой просил притормозить и дождаться других машин Форда. Небольшой факт. Если бы Майлз победит в гонке он мог стать единственным водителем, победившим в трех крупнейших в мире гонках на выносливость: «24 часа Дайтоны», «12 часов Себринга» и «24 часа Ле-Мана» — за один год. Возможно, именно этот соблазн побудил его ослушаться просьбы Лео Биба.

Фото взято из сети Интернет. Ле-Ман 1966г.
Фото взято из сети Интернет. Ле-Ман 1966г.

О том, что на самом деле случилось на финише никто не знает, слухов очень много. Однако реальность такова. В самом конце гонки Майлз заметно прибавил скорость и обогнал одну из машин Форда. Линию финиша он пересек первым. Но какого же было его удивление, что гонку выиграл совсем не он. Победителем стал Брюс Макларен, который ехал прямо за ним.

Вы спросите, как так? Я объясню. По правилам Ле-Мана побеждает тот, кто за 24 часа проехал большее расстояние за меньшее время. Майлз, хоть и прибавил скорость в конце гонки, замедлялся до этого, чтобы его догнали гругие Форды. Не менее важная деталь в том, что на старте Майлз стоял на 20 метров ближе к нему. Это значит, что Макларен проехал на 20 метров большее расстояние чем Майлз. Тем самым одержал победу. Об этом писали и говорили абсолютно все и везде. Это была одна из самых великих гонок в автоспорте.

Победу в следующем году также одержал Форд. И по сей день их машины остаются одними из самых дорогих и качественных во всем мире. Месть окупается, не так ли?

*** советую к просмотру фильм «Форд против Феррари», 2019 года.