— Валя, вот где справедливость? Я им жизнь дала, вырастила, выкормила, а они даже в гости раз в месяц заехать не могут.
— Да на расстраивайся так. Вот вспомни себя по молодости. Сильно ты хотела со стариками сидеть?
— Я за своей бабушкой до гробовой доски ухаживала. Находила и время и желание. Не говоря уже о помощи матери.
— Ну ты не суди так строго. Во-первых, вы все вместе в одной квартире жили и деваться было некуда. А дети ведь твои живут на другом краю города, да и ты ещё огого, за тобой ведь не требуется уход. Да и в конце концов можешь сама сесть на маршрутку и поехать к ним.
— В чём-то ты права, но детей я тоже не понимаю. Это мне выходит, чтобы увидеть каждого, нужно по городу мотаться из одной семьи в другую. А так бы они договорились и все вместе ко мне приехали.
— Вот тут ты права, Зина. И кто знает как жить правильно? Вот мы с тобой уже не один десяток лет прожили, а обижаемся на собственных детей. Обе пенсионерки являлись соседками.
Потеряли мужей относительно недавно, имели хорошую жилплощадь, но были одинокими. Правда после сmeрти мужа Валентину сильно поддерживали дети. Часто заезжали в гости, передавали гостинцы, заботились о ее здоровье. Хотя женщина была в полном здравии и отлично себя чувствовала. Да и какие ее годы. Она только семь лет назад на пенсию вышла.
А вот соседку тетю Зину родственники не баловали своими визитами. Скучала она по своим детям и внукам, а те находили тридцать три причины чтобы не ехать. Но их ведь тоже понять можно. У детей работа, у внуков школа, друзья, каждый занят своей жизнью. К тому же Зина находится в отличном возрасте и сама легко может позаботиться о себе. Более того ещё и внуков вынянчить, если дети захотят пополнение в семье. Но женщина все равно горевала и скучала по семье.
Особенно, когда осталась одна. Поэтому о визитах своих родных к ней, Валентина умалчивала, дабы не ранить чувства соседки. Она или говорила о них вскользь, как о чём-то незначительном, или вовсе не освещала. Но в душе все равно была рада, что дети навещают ее чаще, чем родные соседки. Даже гордость брала. Но Зину она все равно поддерживала и успокаивала.
Хотя такие теплые отношения с детьми сложились у неё относительно недавно. Лишь после смерти мужа. До этого общение было весьма натянутым. Уж слишком разнились их представления о мире.
Дети никак не могли простить материнское отсутствие в их жизни. А что поделать, если работать нужно было? Они с мужем сутками пропадали на работе, чтобы обеспечить существование. А как иначе? Жили большой семьей в крохотной коммуналке. И только спустя пятнадцать лет государство выдало им просторную четырехкомнатную квартиру для семейства. В которой Валя теперь живет одна. Свою жилплощадь она хочет оставить в наследство внукам. А их у неё целых шесть.
Дети же долго держали обиду. Все хотели, чтобы родители помогли им жилье приобрести, с покупкой машины помочь. Но на какие деньги? Они-то, может, и рады были, да никаких крупных сбережений не имели. Единственная ценность - это просторная квартира со скромным ремонтом. Валя уже думала, что никогда не наладит отношения с детьми, но вот после смерти их отца, они изменились.
Стали более сострадательными, понимающими, может обида за небогатое детство прошла. Теперь вот частенько навещают маму и гостинцы передают. Жизнь Валентины в молодости и правда была не сладкой. Рано вышла замуж. Родители настояли. Первого ребёнка родила в девятнадцать. Тяжело работала, денег не хватало. Потом второй ребёнок, снова подгузники, бутылочки, бессонные ночи и это все в крохотной комнатушке. Отсутствие денег и куча проблем.
Потом рождение третьего ребёнка и наконец-то просторное жилье в подарок от государства. Ремонт, экономия ради улучшения жилищных условий и наконец-то жить стало полегче. Пара много работала, чтобы обеспечить троих детей. Те повырастали, пошли внуки и вот снова Валентина помогает нянчить своих ангелочков. Даже в декретный отпуск ушла по уходу за старшим внуком, а дочь отправила в университет. Молодая она ещё, помочь надо. Помощь в воспитании остальных внуков совмещала с работой. Как белка в колесе крутилась. А как иначе? Если большими деньгами помочь не могла, то каждую свою свободную минуту с радостью отдавала на благое дело. Когда вышла на пенсию, то стало полегче. Но и помощь ее уже была не нужна.
Дети покидали родное гнездо, как только удалось хоть чуть-чуть встать на ноги. Конечно, им бы квартиру в подарок хорошо было бы дать, но такой возможности не было. Они не требовали, но недовольство своё выражали. Хотели, чтобы родители свою разменяли и всем по квартире было. Но даже, если бы жилье продали, то приобрести четыре квартиры за эти деньги не удалось. От силы две однушки. И как их распределить? Да и квартира как память дорога. К тому же здорово, когда есть место, чтобы разместить всех гостей. Семья-то немаленькая. Но хорошо, что сейчас они помирились.
Совсем тоскливо стало, когда супруг ушел из жизни. Дети разъехались. Дом опустел. Порой Валентина думает, чтобы продать все, купить однушку и деньги между детьми разделить. Но с другой стороны они уже приобрели себе жилье, пусть по однокомнатной квартире, но крыша над головой есть. Наверное, правильнее было бы оставить наследство внукам. Вот доживу свой век в родном доме, а дальше пусть делают что хотят. Учебу оплачивают, автомобили покупают или как стартовый капитал на жилье.
Рассуждала Валентина.
— Валя, только представь, что со мной произошло. Наклонилась, чтобы картошки набрать, а в позвоночнике как стрельнуло. Теперь не могу нормально наступать на правую ногу. Что делать ума не приложу. Звоню детям, чтобы помогли в больницу добраться, а они все видите ли на работе. А что мать родная спину разогнуть не может, то их не волнует. Кошмар какой-то. Говорят давай мы тебе на такси денег дадим и ты спокойно сама съездишь. А на что мне их деньги? Я внимания хочу, сострадания и помощи.
Зина расплакалась как маленькая девочка, которую обидели дворовые ребята. Особенно неприятно, когда делают больно родные люди. Порой они этого не хотят, но так выходит.
— Так, Зина, возьми себя в руки. Ситуация ведь не критичная, вот они и предложили такой вариант. А что им все бросать и к тебе ехать? Не переживай, сейчас я с тобой в больницу съезжу и будет все хорошо.
— Валя, ты как будто не слышишь меня! Я говорю, мне внимание нужно от них. Сил уже нет. Я порой мечтаю заболеть, да так чтобы в больницу попасть, лишь бы это сработало и меня родные навестили. Хотя не уверена, что это поможет. Представляешь, до чего фантазия дошла. Кажется, я с ума схожу. Это тебе хорошо, дети каждые две недели в гостях. И гостинцы и внимание. Сил моих больше нет. Ох чую, если я слягу, то они меня моментально в дом престарелых оформят. Кто хочет ухаживать за стариками? Валентина громко рассмеялась.
— Прости, Зина, но это уже смешно. Я уверена, что тебе дом престарелых не грозит. Твои дети уделяют тебе мало времени, но не являются бесчувственными монстрами. К тому же у тебя со здоровьем все в порядке.
— Сегодня в порядке, а завтра нет. Вот Шура с дома напротив тоже здоровенькой была, а потом сложный перелом и здравствуй инвалидное кресло. Помяни мои слова, и я и ты как только перестанем сами себя обслуживать мигом в каком-то пансионате окажемся. И дай бог, чтобы хорошем. Не те сейчас времена, чтобы дети о стариках своих заботились.
Валя на это только рукой махнула. Ну какой дом престарелых? Ей он точно не грозит. Вон как дети и внуки ее любят, балуют и внимание уделяют. Слава богу хоть на старости лет с семьей отношения наладились. Видать былые обиды прошли.
— Мама, мы к тебе в гости сегодня приедем. Ты не против?
— Конечно не против, Марина. Будешь только ты?
— Нет, мама и Таня с Володей тоже приедут. И внуков всех увидишь сегодня. Решили тебе сюрприз сделать и в гости все вместе приехать.
— Вот это праздник настоящий. По какому поводу?
— Просто мы тебя сильно любим.
— И я вас, дочка. Ладно, побегу что-то вкусное к столу покупать.
Валентина обожала дни, когда вся семья вместе собиралась. Редко такое бывает, когда все трое детей могут в один день наведаться. В этот раз повезло. Женщина сбегала на рынок, накупила разных вкусностей и принялась готовить. Когда в гости собирались дети, она всегда старалась приготовить что-нибудь вкусненькое. Коронным блюдом была выпечка. Молодые не особенно любят возиться с тестом, на него уходит много времени и сил. А вот у пенсионерки полно времени. В этот раз решила побаловать родных пирогом с грибами и мясом. А на десерт рулетики с маком. И это помимо множества салатов, домашних салатов и вкуснейшей окрошки.
— Бабушка, это просто объедение.
Праздник желудка удался. Гости вдоволь наелись. Внучата побежали играть в другую комнату, а Валентина принялась убирать посуду.
— Мамуля, оставь все, мы поможем.
Две дочери быстро навели порядок и семья продолжила активно общаться за большим столом. Они обсуждали достижения, невзгоды и прочие малозначимые вещи. Но вдруг за столом воцарилась тишина, как будто закончились темы для разговора. Минуту спустя старшая дочь с обеспокоенные видом начала.
— Мамуль, мы тебя так любим и хотим чтобы вся наша семья жила счастливо. Мы тут подумали на досуге и нам в голову пришла отличная идея. А давайте жить все вместе. Большой и дружной семьей. Продадим все квартиры, купим один огромный, двухэтажный дом в частном секторе и переедем в него. Будет у нас и сад и бассейн. Детям вместе веселее будет, и ты мама не будешь одинокой. Внучат будешь каждый день видеть и мы тебе помогать будем. Это сейчас ты ещё молодая у нас, а туда дальше помощь понадобиться. Давайте создадим огромную, любящую семью, которая всегда будет вместе.
У Валентины на глазах появились слёзы. Раньше мысль о продажи квартиры казалась ей чудовищной. Прощаться с памятью о счастливых моментам ей совсем не хотелось. Ведь тогда она перестанет быть хозяйкой своего дома и утратит чувство безопасности. Но после слов старшей дочери она будто прозрела. Ей невероятно повезло с детьми. И ведь правда было бы здорово жить большой, дружной семьей, а не ждать детей в гости раз в месяц.
Женщина вытерла слёзы, выразила слова благодарности и пообещала подумать. Все-таки делать скоропостижные выводы она не любила. Но эта мысль явно грела ей душу. Сперва хотела поделится новостью с соседкой, но потом решила, что подобные известия ранят. Ее ведь дети не предлагают воссоединить семью. Всю неделю женщина думала над предложением детей. И плакала и радовалась. То ходила по садовому рынку и присматривала фруктовые деревья, которые будут расти в их саду. То слезно прощалась с занавесками, которым не место в их новом доме. Эмоций куча. Даже список плюсов и минусов составила, которые видела в этой затее.
В итоге победила дружба. Точнее семья. На очередном семейном собрании обговорили все нюансы. Валентина выдвинула ряд требований, на которые все согласились. В основном это были мелочи, связанные с памятным хрусталем, который должен стоять в новом доме и прочим раритетом.
— Мама, сперва продадим твою квартиру. Она самая большая и продать ее будет сложнее, чем наши однушки, к тому же у нас дети. А ты пока на съемной квартире поживешь, мы все оплатим. Получим деньги, внесем предоплату, потом продадим наше жилье и оплатим остальную часть суммы. Как тебе такая идея?
Выглядело все очень логично и разумно, поэтому женщина без раздумий согласилась. Квартиру арендовали ей самую дешевую, чтобы денег сэкономить. Валентина такую идею поддержала. Тут ведь каждая копейка на счету, чтобы хватило и на дом и на ремонт. Условия, конечно, были не очень, но что поделать.