Отец Нобелевского лауреата по литературе Бориса Пастернака, Леонид Пастернак, был известным художником. Портрет своего первенца он, возможно, мастерски спрятал среди героев одной из самых известных своих картин.
В 1891 году публике была представлена картина Леонида Пастернака "К родным". Сейчас она является частью коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Главные героини сюжета - две молодые женщины. Их образы представляют собой резкий контраст и по цветовому решению, и по эмоциональному состоянию.
Ближе к зрителю - молодая женщина в глубоком трауре. В руках она комкает платок, а остекленевший взгляд на бледном лице устремлен в пустоту. Или она погружена в воспоминания, или в невеселые размышления о ближайшем будущем. В любом случае, происходящее вокруг ее не интересует. Вероятнее всего, это молодая вдова, которая вынуждена ехать к родственникам после смерти мужа.
На среднем плане - молодая крестьянка с младенцем на руках. Она хорошо и чисто одета, на шее - голубые бусы, а на голове - расшитый жемчугом голубой кокошник. Эти детали указывают на то, что на руках у крестьянки - мальчик, а она - няня ребенка, матерью которого является первая героиня.
В те времена было принято одевать нянь и кормилиц в русские наряды. Документальное доказательство тому - фотография жены художника, Розалии Кауфман, маленького Бориса и его кормилицы Маши.
Но вернемся к рассматриванию деталей картины. На заднем плане видна большая коробка-картонка - в ней перевозили хрупкие модные шляпы. Значит, планируется выход вдовы в свет. За спинами женщин - табличка "для некурящих" и вентиляционные решетки. Значит, купе, в котором едут путешественники, относится к 1 классу. В нем диван с бархатной обивкой и мягкими подлокотниками, подушки для отдыха. Из этого можно сделать вывод, что молодая вдова - женщина состоятельная. У ее ног - плетеная корзина для провианта, через плечо - модная сумочка-несессер, а рядом, на сиденье - книга. Но ни еда, ни чтение, ни даже собственный сын не интересуют её.
Печальный сюжет, наполненный массой говорящих деталей, не оставил зрителей равнодушными. Один вопрос - что навело успешного и счастливого в браке художника на работу с таким удручающим материалом?
Дело в том, что как раз в 1891 году финансовые дела в семье Пастернаков стали идти из рук вон плохо. Несмотря на то, что Леонид души не чаял в молодой жене и сыне-первенце, он принял нелегкое для себя решение отправить семью к родителям жены, пока ситуация не наладится.
Розалия Исидировна, жена художника, была выдающейся пианисткой своего времени. Она концертировала уже с 10 лет. При этом её родители - успешные предприниматели, монополисты по продаже газированной воды на юге России. Технологию газирования изобрел отец Розалии, талантливый инженер-самоучка.
В общем, молодая супруга художника была приучена к достатку, и Пастернак не мог позволить, чтобы его жена и ребенок испытывали нужду. Решение отправить семью в дальнюю поездку далось ему очень тяжело. Проводив жену и сына, он вернулся в опустевший дом подавленный, погруженный в тягостные мысли.
Тягостные мысли о вынужденном отъезде близких людей и чувство вины усугубились, когда Пастернак узнал, что его жене и сыну пришлось ехать в чудовищных условиях. Молодая мама путешествовала на боковой полке, не имея возможности даже переодеть ребенка и хоть немного поспать. Только во второй половине дальней поездки для нее нашлось место в купе, где Розалию и маленького Борю разместили относительно комфортно.
В альбоме художника было множество набросков Розалии и маленького Бориса. Их он и использовал в качестве основы для будущей картины. В чертах лица главной героини угадывается образ Розалии Кауфман. Сюжету он придал трагический оттенок, хотя поместил своих героев в комфортные условия путешествия, каких желал бы жене и сыну, но не смог обеспечить.
Несмотря на терзания художника, вскоре семья благополучно воссоединится. У супругов родится еще трое детей. Все из них добились заметных успехов в науке или искусстве. Но более всех детей художника известен Борис Пастернак, портрет которого отец так хитро спрятал на картине "К родным".
#пастернак #русская живопись #скрытый смысл #русские художники #жанровая живопись #кауфман