Найти тему

Возможно, первый портрет Бориса Пастернака был искусно замаскирован его отцом

Отец Нобелевского лауреата по литературе Бориса Пастернака, Леонид Пастернак, был известным художником. Портрет своего первенца он, возможно, мастерски спрятал среди героев одной из самых известных своих картин.

Л. Пастернак "Маленький Боря" (набросок, 1890). Источник изображения: http://budclub.ru/l/liht_r/z0003.shtml
Л. Пастернак "Маленький Боря" (набросок, 1890). Источник изображения: http://budclub.ru/l/liht_r/z0003.shtml

В 1891 году публике была представлена картина Леонида Пастернака "К родным". Сейчас она является частью коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Л. Пастернак "К родным" (1891). Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Источник изображения: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c1/Леонид_О._Пастернак_-_К_родным_%281891%29.jpg
Л. Пастернак "К родным" (1891). Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Источник изображения: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c1/Леонид_О._Пастернак_-_К_родным_%281891%29.jpg

Главные героини сюжета - две молодые женщины. Их образы представляют собой резкий контраст и по цветовому решению, и по эмоциональному состоянию.

Ближе к зрителю - молодая женщина в глубоком трауре. В руках она комкает платок, а остекленевший взгляд на бледном лице устремлен в пустоту. Или она погружена в воспоминания, или в невеселые размышления о ближайшем будущем. В любом случае, происходящее вокруг ее не интересует. Вероятнее всего, это молодая вдова, которая вынуждена ехать к родственникам после смерти мужа.

На среднем плане - молодая крестьянка с младенцем на руках. Она хорошо и чисто одета, на шее - голубые бусы, а на голове - расшитый жемчугом голубой кокошник. Эти детали указывают на то, что на руках у крестьянки - мальчик, а она - няня ребенка, матерью которого является первая героиня.

В те времена было принято одевать нянь и кормилиц в русские наряды. Документальное доказательство тому - фотография жены художника, Розалии Кауфман, маленького Бориса и его кормилицы Маши.

Розалия Кауфман (по другим данным - её сестра, Клара), кормилица Маша и Борис Пастернак (1890). Источник изображения: http://budclub.ru/l/liht_r/z0003.shtml
Розалия Кауфман (по другим данным - её сестра, Клара), кормилица Маша и Борис Пастернак (1890). Источник изображения: http://budclub.ru/l/liht_r/z0003.shtml

Но вернемся к рассматриванию деталей картины. На заднем плане видна большая коробка-картонка - в ней перевозили хрупкие модные шляпы. Значит, планируется выход вдовы в свет. За спинами женщин - табличка "для некурящих" и вентиляционные решетки. Значит, купе, в котором едут путешественники, относится к 1 классу. В нем диван с бархатной обивкой и мягкими подлокотниками, подушки для отдыха. Из этого можно сделать вывод, что молодая вдова - женщина состоятельная. У ее ног - плетеная корзина для провианта, через плечо - модная сумочка-несессер, а рядом, на сиденье - книга. Но ни еда, ни чтение, ни даже собственный сын не интересуют её.

Печальный сюжет, наполненный массой говорящих деталей, не оставил зрителей равнодушными. Один вопрос - что навело успешного и счастливого в браке художника на работу с таким удручающим материалом?

Дело в том, что как раз в 1891 году финансовые дела в семье Пастернаков стали идти из рук вон плохо. Несмотря на то, что Леонид души не чаял в молодой жене и сыне-первенце, он принял нелегкое для себя решение отправить семью к родителям жены, пока ситуация не наладится.

Розалия Кауфман, жена художника Леонида Пастернака, мать писателя Бориса Пастернака. Источник изображения: http://samlib.ru/img/b/bukwica20072/zzpictures/
Розалия Кауфман, жена художника Леонида Пастернака, мать писателя Бориса Пастернака. Источник изображения: http://samlib.ru/img/b/bukwica20072/zzpictures/

Розалия Исидировна, жена художника, была выдающейся пианисткой своего времени. Она концертировала уже с 10 лет. При этом её родители - успешные предприниматели, монополисты по продаже газированной воды на юге России. Технологию газирования изобрел отец Розалии, талантливый инженер-самоучка.

В общем, молодая супруга художника была приучена к достатку, и Пастернак не мог позволить, чтобы его жена и ребенок испытывали нужду. Решение отправить семью в дальнюю поездку далось ему очень тяжело. Проводив жену и сына, он вернулся в опустевший дом подавленный, погруженный в тягостные мысли.

Л. Пастернак. Этюд. 1 апреля 1890 (за 5 дней до отъезда семьи из Москвы). Источник изображения: http://budclub.ru/l/liht_r/z0003.shtml
Л. Пастернак. Этюд. 1 апреля 1890 (за 5 дней до отъезда семьи из Москвы). Источник изображения: http://budclub.ru/l/liht_r/z0003.shtml

Тягостные мысли о вынужденном отъезде близких людей и чувство вины усугубились, когда Пастернак узнал, что его жене и сыну пришлось ехать в чудовищных условиях. Молодая мама путешествовала на боковой полке, не имея возможности даже переодеть ребенка и хоть немного поспать. Только во второй половине дальней поездки для нее нашлось место в купе, где Розалию и маленького Борю разместили относительно комфортно.

В альбоме художника было множество набросков Розалии и маленького Бориса. Их он и использовал в качестве основы для будущей картины. В чертах лица главной героини угадывается образ Розалии Кауфман. Сюжету он придал трагический оттенок, хотя поместил своих героев в комфортные условия путешествия, каких желал бы жене и сыну, но не смог обеспечить.

Несмотря на терзания художника, вскоре семья благополучно воссоединится. У супругов родится еще трое детей. Все из них добились заметных успехов в науке или искусстве. Но более всех детей художника известен Борис Пастернак, портрет которого отец так хитро спрятал на картине "К родным".

#пастернак #русская живопись #скрытый смысл #русские художники #жанровая живопись #кауфман