В жизни черная или белая полоса,
Это не имеет большого значения,
А вот шило в заднице – стрелка компаса,
Указывающая направление к приключениям.
Владимир Бунеев. Канал «Всем корвалол за мой счет»
Встречаются как то орк, гном и хоббит.
– Ты кто? – спрашивает гном у орка.
– Эльф. А ты?
– И я эльф. Эй, мохноногий, а ты кто?
– И я эльф! Просто все мы из разных переводов.
Раз уж мы написали «Проект Одиум», а теперь вовсю пишем его новеллизацию и готовимся к рисованию графического романа, то надо написать пару слов о ролевых играх живого действия. Просто уж очень много там отсылок к ним.
Да простят нас ролевики новой генерации, будем рубить с плеча, всё как есть, ну или почти как есть.
На самом деле как таковой истории современных ролевых игр нет. Вернее, она есть, но тонет под толщей вымыслов, домыслов и слухов. А получилось так, что оба автора канала фактически стояли у истоков ролевого движения в нашей стране. Так почему бы не рассказать, как оно было на самом деле?
Ролевые игры возникли в психиатрии ещё в XIX веке. Идея в принципе понятная и действенная, но работает (как показала практика современных игр) в обе стороны. То есть имейте в виду, на игре реально можно поехать крышей. Но про это позже.
В XX веке, вернее, в его начале, ролевые игры активно применял выдающийся педагог Антон Семёнович Макаренко. Трудно переоценить вклад этого поистине Великого Человека в нашу историю. Неизвестно, что было бы, если бы в двадцатые годы не положили конец беспризорности и детскому бандитизму, и не построили бы советскую школу.
После Макаренко ролевые игры ушли в органы, отчасти реализовывались в пионерских лагерях. Но уже не так масштабно и результат был соответствующим.
Ещё один Великий Человек и Педагог всколыхнул движение, создав «Каравеллу». Да-да, мы о Владиславе Петровиче Крапивине. Морские походы, фехтование на шпагах… романтика. И снова не так масштабно, как при Макаренко. Но это стало той искрой, которая разожгло пламя. Ибо именно идеи Владислава Петровича подтолкнули московских студентов педагогов создать «Рассвет». Московский разновозрастный отряд, который стал основой Системы разновозрастных отрядов. И вот тут всё началось.
Сейчас в той же Википедии чего только не написано про ролевые игры. Почему-то хронология начинает их с Красноярских ХИ-90, и нигде не сказано о «Древнем Риме», «Гражданской войне», «Феодалке». А ведь эти игры, более масштабные, кстати, проходили в конце 80-х. И что интересно, а главное, важно – они носили в первую очередь воспитательный, а потом уже развлекательный характер.
Собственно вся Система коммунарских разновозрастных отрядов была нацелена на воспитание и обучение детей и подростков.
Несколько лет назад прошла игра, которую проводил Миша Кожаринов, капитан того самого «Рассвета». Игра была по «старым» правилам, с некоторыми поблажками теплолюбивому современному поколению. Скажем так: в сравнении с современными играми, это земля и небо. Уровень и класс игр Системы практически недостижим для большинства современных игр. Но пришла перестрелка (зачеркнуть) перестройка, кончился комитет комсомола, да и сам комсомол, который поддерживал Систему, и кончились старые игры.
Если в 80-е вся Система проводила за год 1-2 БРИГА (Большая ролевая игра) и несколько мелких ВИГОВ и МИГОВ (военная игра и малая игра), то с начала девяностых игры проходили каждые выходные и делал их, кто хотел. Само собой, качество перешло в количество. Уже в 93-м, на тех же ХИшках, алкоголь считался чем-то вполне допустимым и естественным. До этого, особенно на играх Системы, он был под запретом. Да там и курить-то считалось неприличным, по большому счёту. Конечно, говорить о том, что все игры были низкого качества – нельзя. Были хорошие игры, и немало, но это были уже другие игры. Основным на них стало развлечение. На играх стали заботиться о комфорте игроков. Если раньше игровая смерть обозначала минимум 6-7 часов прозябания в «стране мёртвых» с запретом покидать её территорию (мёртвые выпускались только на хозработы или по мастерским задачам), то уже в середине – конце 90-х «мёртвых» стали отпускать «по домам», стали их кормить и поить. А на некоторых играх ещё и развлечения им устраивать.
Само собой, что на играх стали появляться различные лица, а иногда и целые команды, которые совсем по-своему видели процесс развлечения. На памяти авторов статьи были случаи такого странного веселья, как поджоги палаток, преследования по «национальному» признаку и т.д.
Именно в 90-е на играх стали происходить появились случаи помешательства. Подростки с нестабильной психикой настолько глубоко погружались в придуманный организаторами мир, что уже просто не могли из него выйти. Оно и понятно. Раньше игры проводились педагогами, которые имели, в том числе, и подготовку психологов, они контролировали процесс «от и до», а в 90-е выводом игрока в реальный мир никто не заморачивался.
Что хочется сказать в завершении первой части статьи… Игры, безусловно, стали более красочными и костюмированными. Сейчас многие киноделы могут позавидовать костюмам игроков. У некоторых из участников игр есть специальные гардеробные, где храниться костюмы и оружие. Это, безусловно плюс.
В минус – пропала «Игра». В угоду внешней оболочке ушли в прошлое многие социальные элементы игры, экономические, боевые. Стремление обезопасить игроков дошло до абсурда, вместо красивых деревянных и текстолитовых клинков пришли фал… (зачеркнуть) проектированное, то есть «защищённое» оружие из пенополиуретана. При этом на поверку это оружие оказывается более опасным, так как с ним всё умения игрока фехтовать сводиться к нулю. Всё чаще и чаще применяются «бесконтактные боевые взаимодействия». К счастью, до сих пор встречаются игры с нормальным оружием, проходят ролевые игры и со страйкбольным оружием.
Ещё один минус – почти пропали оригинальные сюжеты. Игры, как правило, проводятся по известным книгам и фильмам. Это неплохо, когда это в меру, но сейчас игра по «авторскому миру» стала непопулярной, организаторы просто не найдут на неё должного числа игроков.
В общем – играйте, но не заигрывайтесь, друзья. Если хотите с интересом провести время на игре, узнайте побольше про организаторов, почитайте отчёты с их игр. Всё это есть в интернете. И если вы с умом выберете игру, она вам понравится.
А для тех кто первый раз у нас на канале или еще по каким то причинам не читал наши книги: на ЛитРес в текстовом и аудио исполнении, книги в лабиринте (бумага), ну и напоминаем, что наши книги можно приобрести через авторов - послав личное сообщение через дзен или группу в ВК (будет дешевле чем в лабиринте).