Только я написал о том, как начальник Главгосэкспертизы наконец-то признал, что в проектировании всё плохо, как начали высказываться разные заместители. Эти высказывания дополнительно иллюстрируют то, что в проектировании не просто всё плохо, а и то, что лучше не предвидится.
Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Константина Михайлик, не стесняясь рассказывает, что как только Автокад ушел с рынка, его тут же заменили отечественным ПО. Правда, у этого господина хватило совести добавить, что, таки, есть пробелы в ПО, но они знают как их заполнить. Мне почему-то представляется следующее:
Думаете слишком грубо? Послушайте, что дальше говорит зам министра:
Для нас информационное моделирование как была, так и остается инструментом повышения качества, скорости и снижения стоимости строительства в текущем моменте
Источники экстенсивного роста они уже сокращены, поэтому остается возможность только интенсификации. Основной инструмент интенсификации любого строительного процесса сегодня - использование сторонних (вроде бы, я не смог разобрать) инструментов.
Используя технологию информационного моделирования это основной инструмент, который мы сегодня видим для повышения качества строительства, качества и сдаваемого жилья, и качества с точки зрения финансовых показателей.
Что это за поток мысли? Замминистра, на полном серьёзе, говорит, что основной инструмент повышения качества строительства (а значит и проектирования, нам начальник ГГЭ чуть раньше уже сказал, что проектирование на дне) - информационное моделирование. Не повышение качества образования, ни наведение порядка в нормативной и законодательной базе, а, ть, информационное моделирование! Ну вот как отрисовка 3д модели повлияет на качество объекта? Если только выполнение 3д модели не будет контролировать опытный специалист, но господин замминистра про квалифицированных специалистов что-то ничего не говорит. Мне кажется, он думает, что можно просто сделать хорошую программу и проектировщики больше будут не нужны. Я за современные технологии, но я понимаю, что их нужно правильно применять. Если плохому проектировщику дать хорошую программу, то он всё равно запроектирует плохо. А ведь ситуация ещё хуже, проектировщик не один разрабатывает проект, это группа, как минимум, человек из 10-15. И если большая часть из них и/или ГИП плохие проектировщики, то, несмотря на то, что в команде будут и хорошие, качество проектирования всё равно будет плохим и никакие программы тут не помогут.
Дальше он говорит о том, что требование о наличии 3д модели убрали из нормативки на время, чтобы производители отечественного ПО смогли подготовиться. Ну ладно, красиво отмазались перед теми, кто не знал, что наличие 3д модели убрали где-то за полгода до ухода Автодеска, но сейчас не об этом.
Дальше опять идут непонятные сказки о том, что информационное моделирование позволяет экономить и сокращать время строительства. Но как? Как информационная модель может сократить время строительства???
Согласно ч.1, п. 10.3 ГрадКодекса РФ:
информационная модель объекта капитального строительства (далее - информационная модель) - совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства;
Информационная модель (далее - ИМ) это просто набор данных не на бумажке, а в пдфках на компе!!! Соответственно, информационное моделирование - процесс собора, хранения и использования этих электронных "бумажек". Да, с ведением проектирования и документооборота в электронке, появлением ТУ, градплана и других документов в электронке, процесс ускорился. Но это естественный процесс перехода от бумаги к цифре это никакой не инструмент! Информационное моделирование это, ть, процесс! Как он может влиять на качество и сокращение времени строительства?
Я так понимаю, что замминистра говорит о каком-то информационном моделировании, существующем в воображении Минстроя. О таком, которое является не процессом сбора документов и чертежей в электронном виде вместо бумажного, а каком-то неизвестном, позволяющем повышать качество и экономить деньги. В воображении Минстроя 95% проектировщиков уже используют это информационное моделирование и, видимо, вот-вот всё заколосится.
Хочу сразу добавить сюда второго господина. Слово заместителю начальника Главгосэкспертизы Вадиму Андропову:
«Коллективная параллельная работа в единой цифровой среде — главный вектор развития экспертизы в современных условиях», — считает Вадим Андропов. По его словам, предстоит замена традиционного последовательного алгоритма выполнения процедур строительства комплексом перекрывающихся во времени операций, направленных на систематическое улучшение разрабатываемого решения вплоть до достижения необходимого результата. В отличие от действующей модели, целевая модель, в центре которой находится цифровой двойник, предполагает акцент на данные, постоянный обмен ими и доступность промежуточных данных всем участникам жизненного цикла.
Вы наверное задумались, что за параллельная работа? А вот:
Оптимизация процессов взаимодействия экспертов с проектировщиками и застройщиками на основе не документов, а данных, позволит начинать строительство, не завершая проектирование. Сейчас «классический» алгоритм предусматривает следующие последовательные этапы создания объекта капитального строительства: подготовка задания на проектирование, подготовка проектной документации (ПД), экспертиза ПД, получение разрешения на строительство (РС) и строительство. Предполагается, что уже в недалеком будущем по выбору застройщика станет возможной параллельная подготовка и экспертиза ПД. Станет возможным и третий вариант, когда после подготовки задания на проектирование параллельно с экспертной оценкой будут осуществляться подготовка и экспертиза ПД и строительство по стадиям (подготовительные работы, нулевой цикл и т. д.). Как пояснил Вадим Андропов, если эксперты вместе с проектировщиком и застройщиком начнут работать еще с предпроектной стадии параллельно, вместе вырабатывая решения, то тогда, еще не завершив стадию проектирования, можно будет делить стройку не только на этапы, под которыми понимается возможность самостоятельного ввода в эксплуатацию определенной части объекта, но и на стадии.
Теперь поняли? Параллельность заключается в том, что можно сразу и проектировать и строить! Ну действительно, зачем ждать пока запроектируют этажи и сети выше нуля? Ведь можно нарисовать фундамент и сразу идти строить, а пока строят фундамент проектировать остальное. Вот это, я понимаю, оптимизация. Как это предки до такого не додумались? Вот ведь дураки, сначала проектировали потом строили...
А что в итоге? Лично мне сдаётся, что ни первый ни второй господины не понимают о чем говорят. У первого, какая-то воображаемая информационная модель, у второго гениальная идея, что можно строить пока не готов проект. При этом, начальник второго господина (начальник ГГЭ) прямо признаёт наличие проблемы низкого уровеня проектирования.
Беда в том, что все эти господа не просто персонажи ток-шоу, а выразители идей своих ведомств: Минстроя и Главгосэкспертизы. Почему идеи такие дикие и почему те, кто их выражают несут такой бред? Хм... а может быть?...
Константин Михайлик будет отвечать за цифровую трансформацию строительной отрасли и ЖКХ.
В 2004 году окончил Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «Юрист».
В 2005 году окончил Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России по специальности «Финансы и кредит».
Кандидат юридических наук.
Дальше занимал какие-то финансовые и юридические должности, а с 21го года стал замминистра Минстроя. Сюрприз-сюрприз - юрист-финансист!
А что же второй господин замначальника ГГЭ Вадим Андропов?
В 1997 году окончил Военный университет по специальности «Международная журналистика», а в 2001 году получил диплом юриста в Московской государственной юридической академии
С 1997 по 2000 годы работал в Министерстве юстиции Российской Федерации
С 2009 по 2014 годы работал заместителем руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
С 2015 года начал работу в Главгосэкспертизе России сначала заместителем начальника, а с сентября 2016 года – первым заместителем начальника Главгосэкспертизы России.
Журналист-юрист! Начальник ГГЭ, собственно говоря, тоже юрист, чему удивляться.
В общем к той дичи, которую несут юристы относительно проектирования и строительства у меня вопросов больше нет. Остаётся запасаться поп-корном, чтобы наблюдать как они будут реализовывать свои замечательные оптимизации.
На всякий случай, я не против БИМа. Но это просто новый сложный инструмент, который нужно грамотно использовать. В смысле, что и тот кто использует должен быть специалистом, и использовать нужно там, где это целесообразно, а не заставлять людей забивать гвозди микроскопом. Но как это объяснить юристам, которые думают, что вот-вот отечественный производитель произведёт ПО с кнопкой "сделать за@@ись"?
#проектирование #главгосэкспертиза #экспертиза проектной документации #бим-проектирование #bim #новости проектирования
Это всё моё личное, субъективное и неправильное мнение.