Найти тему
Паша Машинист

Зачем паровозу перегретый пар? Что такое пароперегреватель? Чем отличается паровоз ФД20 от ФД21?

Паровоз ФД21-3125. Экспозиция железнодорожного музея на Рижском вокзале. Автор фото: Щелкунов П.
Паровоз ФД21-3125. Экспозиция железнодорожного музея на Рижском вокзале. Автор фото: Щелкунов П.

Все знают, что паровоз приводится в движение силой пара. Но дело в том, что пар пару рознь. Перегретый пар обладает лучшими свойствами, чем насыщенный. Его температура и плотность выше, и по своим характеристикам он приближается к газам.

Паровоз ФД21-3125. Экспозиция железнодорожного музея на Рижском вокзале. Автор фото: Щелкунов П.
Паровоз ФД21-3125. Экспозиция железнодорожного музея на Рижском вокзале. Автор фото: Щелкунов П.

Насыщенный паром называют тот, который находится над поверхностью воды после закипания. Он всегда содержит некоторое количество капельной воды. Основным минусом насыщенного пара является то, что при снижении температуры происходит конденсация, то есть пар превращается в воду. При этом снижается давление и теряется значительное количество тепла. Также скопление воды может привести к неисправностям машины.

Соединение паровоза и тендера. Экспозиция железнодорожного музея на Рижском вокзале. Автор фото: Щелкунов П.
Соединение паровоза и тендера. Экспозиция железнодорожного музея на Рижском вокзале. Автор фото: Щелкунов П.

До начала 20-го века средний КПД паровозов был 4-6%. Изобретение пароперегревателя стало настоящим прорывом, и позволило повысить КПД вдвое. Впервые такую технологию применили на Коломенском заводе в 1902 году.

Принцип действия пароперегревателя. Фото с ресурса: http://www.matrixplus.ru/promparovoz-033.htm.
Принцип действия пароперегревателя. Фото с ресурса: http://www.matrixplus.ru/promparovoz-033.htm.

Насыщенный пар из котла (100-200 °C) через паровой колпак (фото ниже) поступает в пароперегревательные трубки(фото ниже). Они расположены прямо внутри жаровых труб, через которые идет тепло из топки (температура в топке может достигать 1600 °C). Пар получает дополнительное тепло (360-450 °C), что позволяет ему расшириться, то есть увеличить свой объем при неизменном давлении. Это очень важно, так как именно объем пара играет ключевую роль в работе паровой машины.

Сухопарник, он же паровой колпак. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA
Сухопарник, он же паровой колпак. Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA

И после этого именно перегретый пар совершает основную работу.

Красным цветом окрашены пароперегревательные трубки. Синим цветом окрашены трубы, которые соприкасаются с водой. Желтым цветом окрашены части, где циркулирует пар, в том числе паровой колпак. Паровоз серии Э. Автор фото: Щелкунов П.
Красным цветом окрашены пароперегревательные трубки. Синим цветом окрашены трубы, которые соприкасаются с водой. Желтым цветом окрашены части, где циркулирует пар, в том числе паровой колпак. Паровоз серии Э. Автор фото: Щелкунов П.

Паровоз ФД20 был оборудован мелкотрубным пароперегревателем Элеско-Е, который показал неудовлетворительные показатели перегрева пара(340 °C). Поэтому в 1940 году Ворошиловградский завод начал устанавливать широкотрубные пароперегреватели системы Чусова (370 °C). Также были внесены изменения в рессорное подвешивание, паровоз оборудовали системой подогрева воды в тендере. Модифицированные паровозы стали называть ФД21.

Знаменитый паровоз ФД21-3000. Личный паровоз машиниста Николая Лунина героя социалистического труда. Фото с ресурса: http://www.train-photo.ru/data/media/350/3000.jpg
Знаменитый паровоз ФД21-3000. Личный паровоз машиниста Николая Лунина героя социалистического труда. Фото с ресурса: http://www.train-photo.ru/data/media/350/3000.jpg
Паровоз ФД20-1535. Установлен на станции Узловая 1. Автор фото: Щелкунов П.
Паровоз ФД20-1535. Установлен на станции Узловая 1. Автор фото: Щелкунов П.