Образ эпохи эмиграции без Тэффи будет неполным.
Ибо смех есть радость, а посему сам про себе — благо. Бенедикт Спиноза.
Александр Владимирович Лохвицкий, юрист, доктор права, московский присяжный поверенный, был женат на обрусевшей француженке. Перед нами супруги, образованные и начитанные, это не мало важно. Ведь их дети, это не только плод любви, но и плод их труда в формировании личности, их девочки стали поэтессами. Сестры Надежда и Мария писали стихи, Варвара и Елена работали в прозе. Надя очень рано стала писать стихи и рассказы. Надя рано вышла замуж, её мужем стал поляк Владислав Бучинский, родила трёх детей, вместо Петербургской столичной жизни, оказалась в провинции, в имении мужа под Могилёвом. В 1900 году, разойдясь с мужем, возвращается в Петербург.
В 1902 году в журнале "Север", №3, было напечатано впервые её стихотворение "Мне снился сон безумный и прекрасный ...". "Взяли моё стихотворение и отнесли в иллюстрированный журнал не говоря мне ни слова. А потом принесли номер журнал, где стихотворение напечатано, что очень меня рассердило. Я была недовольна. Но когда мне прислали из редакции гонорар — это произвело на меня самое отрадное впечатление." В этом вся Тэффи. С 1905 года за два года, она печатает для сатирических журналов эпиграммы, пародии, фельетоны и стихи. Практически еженедельно печатаются её фельетоны, благодаря которым она приобрела известность и всероссийскую любовь. Фельетоны Тэффи были изящны, с тонким юмором, она была хозяйкой "смеющихся слов" и знала, как их подать неповторимо и неподражаемо.
В 1907 году, Надежда начинает печататься под псевдонимом Тэффи, как она говорила, чтобы привлечь удачу. В то время было очень характерно брать псевдоним и лучше какой-нибудь вычурный. Мы знаем таких поэтов, получивших всемирную славу, которые творили под псевдонимом АндрейБелый (Борис НиколаевичБугаев) или СашаЧёрный (Александр Михайлович Гликберг), их было очень много, творческих людей бравших себе псевдонимы. Всероссийскую славу Надежда испытала после выхода 2-х томника её "Юмористических рассказов", вышедших в 1910 году и переизданных 10 раз за семь лет. С этого времени Тэффи официально была признана "Королевой русского юмора". Надежду Александровну за талант любил Н. Гумилёв: "Поэтесса говорит не о себе и не, что она любит, а о том, какой она могла бы быть, и, что она могла бы любить". Стихи Тэффи использовал в своих концертах Вертинский, некоторые становились песенками и уже эти песенки сама Тэффи пела под гитару. Надежда Тэффи и театр обожали друг друга, она не только любила театр, она писала для него одноактные и многоактные пьесы. В эмиграции она вспоминала: "Из всего, чего лишила меня судьба, когда лишила меня Родины, моя самая большая потеря — Театр."
Почему именно "Тэффи", потому что сама Надежда Александровна в своём рассказе "Псевдоним" нам об этом сообщила. "Меня часто спрашивают о происхождении моего псевдонима. Действительно — почему вдруг "Тэффи"? Что за собачья кличка? Недаром в России многие из читателей "Русского слова" давали это имя своим фоксам и левреткам." Старшая сестра уже вовсю печатается, две Лоховицкие в поэзии в один исторический период Надя посчитала перебором. Хотя сестру и считали русской Сафо, но печатается эта "Сафо" под своей родной фамилией, вот смешливая Надя и придумала этот псевдоним — Тэффи. "Хорошо бы взять имя какого-нибудь дурака, они всегда счастливые", — Надежда вспомнила такого и ему правда везло, звали его Степан, но домашние звали его, немного издевательски, на английский лад - Стэффи. Надежда без сожаления отбрасывает букву "С", чтобы псевдоним не звучал слишком по-мужски. Вуаля! (Voila - "посмотрите-ка"), слово повсеместно используемое в те годы, и перед нами — Тэффи. Для "самородка", кем считал её император Николай 2, вполне органично звучит. Кимберлит — магматическая горная порода, содержащая природные алмазы, как красиво звучит, хотя смысл понимают только специалисты, так и тут — самородок Тэффи. Один журналист попробовал предположить, что это из песенки про вора Тэффи, на что Надежда Александровна с улыбкой согласилась, ради интриги. Надеюсь, я дал исчерпывающий ответ, но уверен кто-то знает и другие версии. Надежда Александровна Королева хохмочек, приколов и розыгрышей. Десять лет в журналах Сатирикон и Новый Сатирикон печаталась Надежда Тэффи-Бучинская, она с радостью печаталась у своего друга А. Аверченко.
Бучинская, Надежда Александровна по фамилии первого мужа. Вторым, правда гражданским мужем, стал банкир, русский эмигрант Павел Тикстон. Она знала себе цену, но при этом была страшно рассеянная, это для Павла Александровича, сына калужского фабриканта, было весьма привлекательно, если сравнивать с женами фабрикантов Российской империи.
1911 год — оглушительный успех её двухтомника "Юмористические рассказы", где Надежда Александровна с искромётным юмором раскрывает жизнь петербургского "полусвета". Этими рассказами зачитывались все и последний император и вождь мирового пролетариата. Слава так оглушительна, что появляются духи "Тэффи" и конфеты "Тэффи". В 1918 году вместе с Аверченко Надежда Александровна уехала в Киев и полтора года скитаний по югу бывшей Российской империи; Одесса, Екатеринодар, Новороссийск, Константинополь, Париж.
"Увиденная утром струйка крови у ворот комиссариата, медленно ползущая стрелка поперёк тротуара перерезывает дорогу жизни навсегда. Перешагнуть через неё нельзя. Идти дальше нельзя. Можно повернуться и бежать."
С такими мыслями решение об эмиграции только спонтанно. Она еще долго надеялась вернуться в Москву.
Продолжение следует.