Найти тему

Зачем в средневековом Китае отправлялись на поиски дикой сливы накануне Нового года

Оглавление

Мое двухнедельное отсутствие на канале в конце февраля помешало мне рассказать своевременно об одной чудесной выставке, которая в тот момент проходила в московском музее Востока.

Вообще, восток занимает меня все больше, по мере убывания интереса к Европе, которая своими глупыми выходками последнее время просто начинает раздражать. Тем больше убеждаешься в мудрости и сдержанности Востока.

Выставка эта была посвящена одному из главных символов китайского Нового года, который обычно празднуют в конце января – начале февраля.

Листайте галерею:

Согласно китайской натурфилософии, в эту пору в недрах земного мрака пробуждаются животворные силы природы, поэтому Новый год на Востоке и считается праздником наступающей весны.

Вокруг еще лежит снег, дуют холодные зимние ветры, а первым о приближении весны торопится сообщить

небольшое деревце дикой сливы мэй.

На голых безлиственных ветках появляются небольшие белые или розовые цветы, чьи нежные лепестки обрывают порывы ветра, припорашивает снег и покрывает иней, но каждый год деревце просыпается раньше других, символизируя силу жизни вопреки трудностям и неурядицам.

Чжу Лин. Мэйхуа и бамбук, 1839, бумага, тушь, водяные краски
Чжу Лин. Мэйхуа и бамбук, 1839, бумага, тушь, водяные краски

Вообще вокруг сливы мэй в Китае сложился обширный круг символических значений.

Сливовые деревья среди зимнего пейзажа означали стойкость, силу духа и способность противостоять невзгодам. Слива цветет недолго, а изображение россыпи осыпавшихся лепестков на фоне треснувшего льда может напомнить о быстротечности жизни, а может, как вестник весны, дать надежду на лучшее.

Во времена раннего средневековья (IV-VI века) поэты и любители цветов, оставив предновогоднюю суету,

отправлялись в горы любоваться заснеженными пейзажами, надеясь увидеть цветущую мэй.

В самых живописных местах они заваривали прямо на снегу чай или подогревали вино и декламировали стихи, положив, таким образом, начало «сливовому стилю» в китайской поэзии.

Один знаменитый поэт, приверженец этого стиля, всегда путешествовал на ослике по зимним горам. Всю жизнь он прожил в одиночестве, за что и прозывался «лумэньским отшельником».

Другой поэт тоже жил в одиночестве, но на острове посреди озера Сиху и возделывал там свой сливовый садик, при этом сочиняя стихи. К этому времени сливу уже «приручили» и стали высаживать вокруг жилищ.

Изысканное панно и чайник
Изысканное панно и чайник

Однако символом жизнестойкости все-таки оставалась именно дикая слива, и ценители во все времена отправлялись на ее поиски, чтобы, найдя, любоваться цветами среди холодного сияния снега.

Это путешествие служит еще и проверкой на прочность самого странника, ведь путь его лежит через горные перевалы под порывами ледяного ветра.

Китайский поэт Ван Вей говорил так: «Стихи – это живопись, в которой нет зримого образа, а живопись – это стихи, не имеющие слов».

Именно поэтому вслед за «сливовой поэзией» в Китае в X веке появилась

«Живопись сливы»

как разновидность жанра «Цветы и птицы».

Листайте галерею:

Следуя идее даосизма, художники стремились в любых малых формах отразить законы мироздания – так, цветущая ветка или дерево целиком в их представлении заключали в себе всю красоту и жизненную силу природы.

Сливе вскоре подобрали достойную компанию из других растений-символов: так, когда ее изображают вместе с бамбуком, орхидеей и хризантемой, их называют «четыре благородных» (растения).

Принято считать, что вместе они символизируют добродетели конфуцианского идеального человека – «благородного мужа», обладающего такими качествами, как гуманность, благопристойность, справедливость, мудрость и верность.

Жилет, конец 19 века. Шелк, шелковые нити, вышивка гладью
Жилет, конец 19 века. Шелк, шелковые нити, вышивка гладью

Три растения, а это слива, сосна и бамбук, которые в студеную пору сохраняют удивительную жизненную силу, именуют в Китае «Три друга холодной зимы» и считают символом верной дружбы и долголетия.

Еще о выставках в Музее Востока:

Русский Константинополь

Индийский кабинет Николая Рериха

#выставки рт