Написала я тут недавно статью про личный опыт в финских школах и обронила там одну фразу про то, что мой ребенок на переменках слушает «тщательно отобранную мамой музыку» на своем плеере. Уже когда писала эту фразу, подумала: «ну, достанется мне на орехи!». Так и вышло — много комментариев приходят именно по этой фразе. Некоторые обвиняют меня в тирании. Раз уж это такая злободневная тема, решила написать отдельную статью и пояснить поподробнее мое видение ситуации в сфере музыки и причины своего особенного подхода со своими детьми.
Большинство родителей сходу согласятся, что мы отвечаем за здоровье и воспитание своих детей. Это значит, что мы стараемся выбрать для детей все лучшего качества: еду, одежду, школы, кружки и т. д. Также мы стараемся научить своих детей отличать плохое от хорошего и объяснять какие критерии надо использовать. Но странное дело, если в сфере еды большинство родителей поддерживают тщательный отбор и контроль, особенно те, кто понимает, насколько много теперь вредных продуктов в магазинах, то когда дело доходит до таких сфер, как выбор игрушек, музыки для прослушивания, модной одежды и т. д., большинство родителей как-то стушевываются и решают полностью «отпустить вожжи». Типичное объяснение: ну это же дело вкуса и личной свободы! На что я возражу: тут все то же самое, что и с едой! Пока дети только познают мир и многое не знают и не понимают, мы, родители, просто обязаны им помогать, наставлять, направлять в нравственное и полезное русло.
Поясню поподробнее и сначала на примере еды. Большинство родителей понимают, что с едой у нас не так все хорошо — магазины завалены продуктами, но качество и состав этих продуктов оставляет желать лучшего. Вряд ли когда вы идете в магазин, вы набираете в корзину кучу всяких сникерсов, картофельных чипсов, кока-кол и т. д., хотя может у вашего ребенка глаза разгораются именно на такую продукцию. И при этом вы наверное объясняете, почему такое есть нельзя или, по крайней мере, нельзя есть каждый день. Также дело обстоит и с закусочными, особенно с разными фастфуд ресторанами и особенно западного толка. Вряд ли вы туда часто ходите и наверняка понимаете вред от такой еды. И никто вас при этом не обвинит в тирании своего ребенка, наоборот — похвалят за ответственный подход. Потому что на кону ведь самое драгоценное — здоровье вашего чада, которое именно в детстве закладывается на всю жизнь!
Ну, а теперь задумаемся — а что такое музыка, искусство, литература? Разве это тоже не пища, но только духовная и интеллектуальная? И разве в этих сферах не происходит то же самое, что и в сфере еды — абсолютное большинство современной продукции в этих сферах, которая агрессивно рекламируется и насаждается через СМИ и интернет, является мягко говоря, не самой качественной, да и часто вредной? И если позволить ребенку брать первое попавшееся или «модное», то разве это не то же самое, что кормить его плохой едой? Мусорная музыка, книжки, фильмы, мультики, игрушки — это очень сильно влияет на сознание, на душу, часто формирует искаженное мировосприятие, насаждает неправильные нормы поведения, развращает.
Музыка — особенно сильный инструмент влияния на психику человека. Сколько уже проведено исследований на тему того, как определенные виды современной музыки вызывают у молодых людей агрессию, депрессию, насилие, развратное поведение, употребление наркотиков и спиртных напитков, асоциальное поведение и т. д. (много материалов можно посмотреть здесь: https://narasputye.ru). Многие думают, что все в нашем обществе развивается «естественным путем». Я же из тех, кто считает, что все наоборот, и это глобальная беда. Очень советую почитать книгу бывшего британского разведчика Джона Коулмана (иногда — «Колеман») «Комитет 300», в котором он очень подробно описывает технологии по манипуляции сознанием масс во всех сферах, включая сферу музыки и моды.
Но с другой стороны, даже если отбросить всякие научные исследования и разоблачения происков мировых элит, а просто обратиться к нашему хорошему знакомому — здравому смыслу и рассудить: если в абсолютном большинстве песен про любовь поется о НЕСЧАСТНОЙ или чисто ПЛОТСКОЙ любви, как вы думаете, какой образ взаимоотношений между полами создастся у нашей молодежи? Не будет ли это подготовка их на подсознательном уровне к тому, что следует ожидать обмана, лжи, предательства, чисто физических, животных отношений и т. д.? Если в музыкальных видео исполнители одеты развратно, в танцевальных движениях имитируют секс, вы не думаете, что ребенок не только примет такие формы поведения, но и начнет постепенно им подражать? И мы же видим, что это реально происходит. И даже сами музыканты постоянно становятся жертвами всего того, что рекламируют в своих «произведениях».
И опасность исходит не только от содержания. Большую роль играют звуковые частоты — заметьте, насколько сильно в музыке стали преобладать ударные инструменты и низкие частоты. Ударные инструменты — отличное орудие введения в транс, а низкие частоты подключаются к животным инстинктам человека, недаром же мы называем такое «низменным». Обратите внимание и на голоса певцов — в последние 50 лет заметна сильная замена высоких женских голосов на низкие, почти мужские, и наоборот — большинство певцов-мужчин теперь поют какими-то высокими, женскими голосами. Думаю, тут тоже понятно, какая цель.
И вот вся эта лавина опасного мусора агрессивно движется на вашего ребенка. Если вы не поставите никакой заслонки, ребенок в этом утонет. У него и шанса не будет по-настоящему сформировать вкус, сделать выбор, добраться до чего-то качественного, традиционного, классического. Слава богу, в России еще пока хотя бы в начальных классах в основном традиционный репертуар на уроках музыки и многие дети дополнительно учатся игре на музыкальных инструментах по этому репертуару! Это хотя бы на ранних этапах развития покажет им, что такое гармония, мелодия, чистые голоса и т. д. Но и младшеклассники уже в опасности благодаря вездесущим гаджетам. Сколько их уже со 2-3 класса подсаживаются на «модный мусор» и не успевают толком разобраться, что есть что. И пожалуйста, не бросайте своих подростков на произвол! Они еще очень нуждаются в вашем наставничестве и защите!
Как выглядит наставничество в сфере музыки на практике? Как не перегнуть палку в сторону тирании и достичь разумного баланса? Вот какой подход у меня:
Во-первых, я не подпускаю детей к интернету без присмотра и не покупаю им гаджеты с выходом в интернет, т. к. именно отттуда идет эта лавина (см. мою статью о гаджетах).
Во-вторых, если я даю что-то дома на прослушку или загружаю в индивидуальный плеер ребенка (пока плеер есть только у старшего, подаренного ему в 13 лет, и у этого плеера нет выхода в интернет), то тщательно делаю отбор музыки. Вот какие критерии я использую:
- гармоничность и мелодичность
- высокое качество голоса певца
- высокое качество исполнения и душевность
- предпочтение русскоязычным песням
- отсутствие ненормативной лексики в тексте (это касается и песен на иностранных языках — многие подростки теперь понимают многие слова по-английски, а там очень много ругательств или непристойных намеков). На интернете легко теперь найти тексты всех песен и переводы иностранных. Вот хороший сайт для этого: https://lyrsense.com.
- позитивное содержание и соответствие возрасту ребенка (никаких там «ты мне, гадина, изменила!» или «как было классно, когда мы напились» и т. д.)
- разнообразие по жанрам, эпохам и странам (но 50% у нас пока — русское)
- ювелирный подход к отбору: ни в коем случае не беру ВСЕ песни или мелодии какого-то исполнителя или группы (даже классиков!) — отбираю каждую мелодию и песню отдельно. Потому что даже в классической и советской музыке будут мелодии или песни, не подходящие по возрасту — что-то слишком мрачное и пугающее в классической музыке, или какие-то слишком взрослые темы в песнях и т. д.
- слежу за тем, что слушаю сама в присутствии ребенка. Я намеренно не включаю некоторую музыку в машине или дома, которую может сама и люблю, но которую считаю неподходящей для детей. Слушаю через наушники или когда детей нет рядом.
В-третьих, несмотря на предварительный отбор, я не навязываю ребенку выбор индивидуальных песен и мелодий. Мое дело просто составить качественный и обширный ассортимент, а ребенок уже пусть сам выбирает из него. А у меня душа спокойна — что бы он ни выбрал, это не нанесет ему вреда!
Все ли, что нравится мне, нравится моему ребенку?
Нет. Более того, иногда он сам предлагает к загрузке какие-то песни или мелодии, которые услышал где-то в фильме или где-то «во внешнем мире», которые мне даже неизвестны или же не в моем вкусе. Но если мелодии и песни проходят мою «цензуру», то я с радостью загружаю их на плеер.
Добавлю еще конкретики. Начала я отбор с уже известных ребенку и любимых им песен из советских мультиков и фильмов (например, песенки Никитиных из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании» или из к/ф «Приключения Буратино» и т. д.). Набрала также некоторой классической музыки, тоже во многом известной ребенку по урокам музыки и из фильмов.
Потом начала подбираться к более современному по жанрам и исполнителям. Например, мне нравятся песни группы «Кино». До 13 лет, однако, рок еще рано. А вот с 13 лет я выбрала для ребенка только 5 песен, в основном философского направления, а остальное пока исключила. Я выбрала песни «Война», «Группа крови на рукаве», «Легенда», «Звезда по имени Солнце», «В наших глазах», а такие, как «Восьмиклассница», специально исключила, т. к. считаю, несмотря на все уважение к В. Цою, что содержание это неподобает подросткам и направляет их в неправильную сторону.
Или же про исполнителей известных песен. Нам с сыном нравятся многие советские песни о войне или русские народные. Но большинство что советских, что современных исполнителей мне не нравятся. Мы предпочитаем таких, как Утесов, Бернес, Вертинский, Хворостовский. Потому что должен быть и голос, и манера исполнения, и душевность.
До каких пор я намерена активно участвовать в фильтрации музыки для ребенка? У меня план постепенного «отпускания вожжей». Лет до 15 точно буду заправлять ассортиментом. А там, глядишь, и ребенок уже сам будет понимать «что такое хорошо и что такое плохо» и выбирать лучшее. Честно говоря, это происходит уже сейчас. Несмотря на тотальное насаждение рэпа и хэви металла в старших классах финских школ, где сейчас учится старший ребенок, он никак не «проникся» к этим жанрам, а наоборот, испытывает к ним сильное отвращение. И сам тянется к наиболее душевной и мелодичной музыке. Ура — желаемый результат уже появился!
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Полина Крапивина, мама детей на семейном образовании
Читайте другие статьи этого автора: