- Я даже благодарен тебе за то, что ты запретила мне смотреть видео про тех, кого я боюсь: Картун-Кэта и Сиреноголового. И за то, что запаролила комп. – сказал мне вчера вечером 7-летний сын, Марк.
Я, честно, думала, что родителям до появления внуков не судьба слышать благодарностей от детей на тему воспитания, поэтому поперхнулась чаем и продолжила слушать.
- Понимаешь, у меня слишком богатое воображение, я не могу перестать про них думать, если смотрю или читаю об этом.
- До некоторых вещей надо дорасти, а к некоторым никогда и подходить близко не надо. А некоторую информацию людям неправильно преподносят и она становится новым страхом, который мешает человеку жить, как тебе воображаемый Картун Кэт.
- Это значит, что я дорасту до Картун Кэт? Во сколько лет?
И тут последовало объяснение, которое, возможно, нужно вам и вашим детям.
- Этого я не знаю, когда ты дорастёшь и дорастёшь ли. Но давай начнём сначала. Когда ребёнок маленький, он ничего не боится и делает, пробует, лезет повсюду, куда только достанет.
Мама его останавливает, чтоб он не попал в беду. Некоторые родители останавливают детей очень страшным способом – пугают их бабайкой, страшным дядькой, вредной тёткой в белом халате с шприцом и прочее. Может ли малыш двух-трёх лет побороть неведомую бабайку, дядьку-полицейского или непреклонную врачиху, маниакально ставящую уколы непослушным детишкам?
- Нет.
- Вот именно. Для него это непобедимая сила. И он боится, плачет, вжимается в маму и видит всё это в плохих снах.
Так действует принцип страха. Когда ты встречаешься с враждебной силой, пугающей информацией, а инструкции, как бороться или что делать, у тебя нет. И вообще ничего нет. Тогда страх не проходит. И даже преследует.
Допустим, тебе 5 лет. Я тебе рассказала про тех же самых опасных дядек, которые могут постучать или позвонить в дверь. Вместе с этой информацией об опасности я тебе сразу дала инструкцию, что никого впускать не надо, только по кодовому слову, показала, где затворы на двери, научила пользоваться телефоном, чтобы ты мог, в случае чего, им воспользоваться. Ты сильно боишься того, что не знакомые могут постучаться?
- Ну, нет. Я знаю, что делать, у меня много вариантов, и к тому же этого не случалось никогда, а оставался дома я часто. И, наверное, не случится. И вообще, ты быстро возвращаешься.
- Вот это и есть хороший пример того, как я тебе раскрываю пугающую информацию по возрасту и с инструкцией. То же самое на случай, если ты потерялся, если начался пожар, поранился, если просто начался конфликт…
- А к каким страхам нельзя близко подходить? Когда нельзя – сразу хочется…
- У каждого это свои страхи, для кого-то таких может и не быть. Например, мне трудно не думать об ужасных сценах из фильмов или новостей, где кто-то умирает, мучается от сильных ранений, фильмы ужасов, вымышленные страшные персонажи и прочее. Я не получаю от этого удовольствия, только отвращение и всплывающие картины. Поэтому не смотрю. Есть люди, которым это нравится и они смотрят, не теряя хорошего настроения. Это не я, и, по-моему, не ты. У нас с тобой довольно чувствительная богатая эмоциями психика и её не нужно дополнительно пришпоривать такими страшными вещами.
- Это точно? Что мне нельзя?
- Я не знаю. Мы это проверим по мере твоего роста. Пока Картун Кэт и другие – для тебя слишком, но фильмы 6+, а их очень много, даже очень переживательные, ты смотришь нормально. Ты пока расти, а через время будет видно.
- Да, у меня в журнале есть список фильмов рекомендованных. Посмотрим сегодня «Освободите Вилли»?
- Легко…
Я думаю, этот принцип работает и у взрослых. Страшно, когда информация о враждебной по отношению к нам силе есть, а о слабых местах этой силы, о механизмах, о процессах, о нашей силе, о предполагаемой инструкции к взаимодействию информации нет. Вот тогда страшно-ужасно. До панических судорог. От чувства своей маленькости и беспомощности.
Но мы взрослые. Мы не можем отменить опасность или скрыть её от себя, как от детей, взяв на себя обязанность нести вахту безопасности. Мы остаёмся с этим страхом и исследуем ситуацию в двух направлениях:
- Ищем свою силу;
- Ищем слабые места у страшного.
Вот как научимся, можно передавать опыт детям. И тогда всем страхам капут. И правильно.