31 марта свою работу завершило Экспо-2020 в Дубае. Всемирные выставки для каждой страны проходят по-разному. Для кого-то Экспо становится стартом экономического бума, а кто-то, как Ганновер, подсчитывает убытки. Однако каким бы ни был эффект от мероприятия в целом, это всегда стимул для роста и развития новых проектов. «Московские новости» разобрались, как Экспо повлияли на бизнес за последние 20 лет.
Мы решили рассмотреть, как проходили Экспо в последние 20 лет. Начиная с выставки в Дубае, которую пришлось переносить из-за пандемии, и заканчивая мероприятием в Ганновере в 2000 году.
Дубай: 1 октября 2021 – 31 марта 2022 года
Запомнится как самое большое Экспо в истории (по крайней мере, об этом сейчас заявляют организаторы). В 200 павильонах прошли более 30 тысяч мероприятий.
Основная повестка: устойчивое развитие, технологии и инновации.
Число посещений превысило 20 млн.
Бюджет выставки составил $18 млрд (у Дубая бюджет на 2020 год был $61,35 млрд).
Прибыль: ожидается, что Экспо принесет от $23 млрд до $33 млрд и увеличит ВВП на 4%.
Какие условия создали
— В 2018 году в ОАЭ был принят Федеральный закон №19 «О прямых иностранных инвестициях», устанавливающий требования для иностранной собственности, и определен перечень секторов, в которых она разрешена. Сейчас идет реализация закона в соответствии с выработанной стратегией конкретно для Дубая. Плюс в Дубае действует нулевая ставка подоходного налога и налога на прибыль юрлиц.
Звездный проект: Expo Live
Были запущены специальная Программа предоставления грантов Innovation Impact Grant Programme и Университетская программа инноваций в рамках Expo Live.
Они способствуют развитию проектов, направленных на улучшение жизни людей и сохранение окружающей среды (гранты до $100 тыс.). Уже получено более 11 тыс. заявок из 76 стран.
Что дало бизнесу
В 2018 году были проведены реформы, направленные на поддержку стартапов. Начали выдавать 3–5-летние визы основателям технологических стартапов и упростили регистрацию бизнеса (уже в 2018 году early-stage стартапы составляют почти 50% от всех компаний, зарегистрированных в Дубае). В результате только за 2018 год общее финансирование увеличилось на 30%, а количество сделок — на 3%.
Милан: 1 мая – 31 октября 2015 года
Запомнилось как «пир во время чумы»: выставка пришлась на время рецессии.
Число посетителей — 20 млн человек.
Бюджет мероприятия — €2,6 млрд было потрачено на организацию.
Прибыль: удалось заработать €10 млрд евро, из них 50% принес туризм. Это дало 0,1% к ВВП страны за год.
Основная повестка: экотехнологии и то, как с их помощью обеспечить страны продовольствием.
Звездный проект: Smart&Start
Программа Smart&Start Italia была запущена в феврале 2015 года. Общий бюджет составил €200 млн, предусматривались финансовые стимулы для стартапов.
Какие условия создали
1. Утвердили меры по защите окружающей среды
- Временные здания: можно перемещать и перерабатывать.
- Новые критерии для застройщиков: оценивают энергосберегающие технологии для освещения и охлаждения, управление отходами и расходом воды.
2. Утвердили стратегию по сокращению отходов (цель — увеличить переработку и сократить объем свалок). Основные задачи были:
- переребатывать до 60% муниципальных отходов к 2025 году;
- до 75% упаковочных отходов;
- свести к минимуму захоронения отходов — к 10%;
- внедрить сортировку органического мусора по всей Европе.
3. Была разработана система для оценки того, насколько бизнес соответствует новым критериям. Основными стали: сокращение выбросов CO2, переработка мусора, внедрение экотехнологий.
4. Был принят экостандарт для последующих Экспо ISO 20121
Экономический эффект от экополитики в Милане: удалось сэкономить €6 млн, снизив затраты на материалы и техническое обслуживание.
- Аудит окружающей среды и безопасности на строительных площадках.
- Проектирование по экокритериям.
- Управление отходами.
- Инвентаризация выбросов CO2 и их компенсация.
- Система экологически чистых закупок.
Меры до Экспо
— накануне Экспо Евросоюз подписал документ с Италией о запуске серии программ, направленных на внедрение низкоуглеродной экономики. На серию программ было выделено более €32,2 млрд.
Экономический эффект
Вырос прямой поток иностранных инвестиций — €6 млрд с февраля по апрель 2015 года, самый высокий показатель с 2013 года. Кроме того, в 2016 году прямые иностранные инвестиции в итальянские предприятия выросли примерно на 50%, достигнув $29 млрд. Две трети привлеченного рыночного капитала (примерно €922 млн) приходится на долю иностранных инвесторов.
Шанхай: 1 мая – 31 октября 2010 года
Запомнилось как самое успешное.
Основная повестка: моделирование городов будущего с упором на сохранение окружающей среды.
Рекорд по посетителям — 73 млн человек.
Рекорд по по бюджету. Потратили $49 млрд (8% ВВП страны за 2010 год).
Прибыль. Операционный доход — больше 1 млрд юаней ($157 млн). Доходы туристическойотрасли: $12 млрд (Bloomberg насчитал $13 млрд). Доход среднего бизнеса увеличился по крайней мере на 20%. Плюс бум розничных продаж, которые подскочили почти на 20%.
Влияние на бизнес
Меры до Экспо
— в декабре 2009 года было заявлено о снижении экспортных пошлин в 2010 году (правда, официально речь шла о том, что это ответ на экономический кризис). Тогда же был введен возврат налога VAT: таким способом власти хотели поддержать политику по сохранению климата, поскольку льготы предлагались компаниям, разрабатывающим энергосберегающие решения.
Экономический эффект
Ганновер: 1 июня – 31 октября 2000 года
Запомнилось как «Финансовая катастрофа». Именно так окрестили в медиа выставку в Ганновере, которая стала одной из самых неудачных.
Антирекорд по посетителям (показывает экономическую эффективность мероприятия). На выставку приехало в 2 раза меньше гостей, чем ожидалось. Вместо 40 млн человек павильоны посетили всего 18 млн.
Одни убытки. Их общая сумма — €1,2 млрд.
Выставка была самой крупной и самой дорогой на тот момент. Было потрачено в 6 раз больше, чем планировалось, — власти вложили $1,8 млрд и задолжали треть от общего объема инвестиций.
Какие условия создали
ИКТ-кластер (кластер информационно-коммуникационных технологий). Экспо стало стимулом для его запуска. В рамках кластера на Экспо были организованы пилотные проекты: в сфере телемедицины (актуально сейчас во время пандемии) и медтехнологий; в сфере культуры и образования и дорожного движения.
Звездные проекты: система управления дорожным движением move
Продвижение евро как единой валюты ЕС
- Электронные кошельки, с помощью которых посетители Экспо могли платить в евро.
- К Экспо была выпущена специальная электронная платежная карта.
Влияние на бизнес
Инвестиции: €1,5 млрд было вложено в инфраструктуру для организации дорожного движения в Ганновере.
Технологии: были созданы современнейшая фиксированная сеть и сотовая сеть в выставочном парке Ганновера.
«Зеленая» повестка: скачок в экосертификации. На Экспо были сформированы общие экопринципы проектирования зданий — так называемые принципы Ганновера
.
Экономический эффект
«Зеленая» реформа. В 1999 году в Германии был введен пакет так называемых эконалогов — green tax reform, в рамках которого повысили сборы за транспортные средства, а также ввели дополнительный сбор за пользование электричеством. Целью реформы мотивировать компании использовать инновационные экотехнологии, поскольку это выгоднее.
Renewable Energy Law. Был направлен на то, чтобы заменить ядерные и ископаемые источники энергии на электричество из экотехнологий.
Экоприбыль. Цена, которую приходилось платить производителям «чистой» энергии, гарантировала 7% по инвестициям в течение 20 лет. В результате ко второй половине 2012 года экоисточники энергии выросли до 27% от общего объема рынка электричества.
Московские перспективы
Следующая Всемирная выставка пройдет в японском городе Осака в 2025 году. Однако мероприятие в 2030 году может впервые состояться в России — в Москве. Вместе с российской столицей на проведение Экспо-2030 претендуют Пусан (Южная Корея), Рим (Италия), Одесса (Украина) и Эр-Рияд (Саудовская Аравия).
Тема российской заявки сформулирована как «Прогресс человечества. Общее видение гармоничного мира». При этом представители города отметили, что прогресс и развитие технологий, науки и культуры должны обязательно проходить с учетом проблем экологии, существующих в мире.
Что касается практики, то, для того чтобы понять, на какие меры поддержки бизнес уже может рассчитывать в Москве, «Московские новости» решили узнать, как ими воспользовался российский стартап и на что иностранные компании рассчитывают в будущем.
Валерий Маюшкин, сооснователь правовой AI-системы UR-LI, компании-резидента «Сколково», рассказал о мерах поддержки, которыми уже могут воспользоваться стартапы в Москве, и о том, что столичные власти могут сделать для того, чтобы стимулировать развитие новых проектов.
«Фонд Сколково» — лидер по налоговым льготам. Компании-резиденты могут получить пониженные страховые взносы и льготы по налогу на прибыль. Кроме того, стартапы получают возможность пройти бесплатный аудит в рамках процедуры получения резидентства.
Мы стали участником «Сколково» с юбилейной, десятой попытки — каждый раз эксперты анализировали наш проект, указывали на недочеты, заставляя дорабатывать нашу концепцию и продукт до тех пор, пока они не стали по-настоящему конкурентоспособными. В целом в России довольно много экономических зон с очень хорошими условиями — помимо Москвы, взять хотя бы Сочи, Жигулевск или Иннополис в Татарстане. Тут нам даже Дубай может позавидовать.
Грантовая поддержка от фондов. Правда, нужно иметь в виду, что зачастую гранты — это целевое финансирование, которое нельзя получить живым кэшем. То есть «Сколково» заплатит за вас контрагентам, которые прошли аккредитацию в кластере. Мы, например, воспользовались услугами очень хорошего PR-агентства благодаря микрогранту от «Сколково».
Гранты от бизнеса. Российский стартап также может рассчитывать на помощь от «Яндекса», Amazon Web services, Google и других ИТ-гигантов. Мы, например, недавно получили грант от Microsoft. Опять-таки компании не перечислят вам «живые» деньги, но оплатят ваши бизнес-расходы: например, аренду серверов или облачные сервисы.
Поддержка правительства Москвы. Стартапы в столице могут пройти отличные акселераторы, созданные при поддержке московских властей. Есть «Московский акселератор» и StartHub, мы проходили оба. Ключевая ценность этих проектов для бизнеса — возможность выйти на крупнейшие компании. Например, в рамках StartHub были организованы «спид-дейтинги», где можно было пообщаться, например, с топ-менеджментом «Ростелекома» и других корпораций, получить от них какой-то фидбек.
Главное, помнить слоган всех акселераторов: «хочешь — попроси». Но многие люди почему-то не просят, думая, что им самим предложат всё. Мечтать об этом, конечно, можно, но не стоит. Лучше по максимуму использовать все, что предлагают. Например, в рамках StartHub или «Московского акселератора» нам предоставили бесплатные места в коворкинге для всех сотрудников. Плюс к этому прилагалась юридическая поддержка, включая оформление инвестиционных сделок».
Голландский предприниматель Йерун Кеттинг, основатель The Lighthouse Group, признанный эксперт по торгово-экономическим отношениям между Россией и Нидерландами, более 20 лет помогает иностранным компаниям выходить на российский рынок.
«За 23 года работы на российском рынке мы стали своеобразным «мостом» между западным и российским бизнесом. За это время через Lifehouse Management прошли почти 2 тыс. зарубежных компаний.
МФЦ для иностранцев. В целом процедура открытия своего юрлица в России проста. Проблема в том, что иностранная компания должна для этого перевести и подать кучу документов. Именно поэтому одной из основных мер по поддержке зарубежных предпринимателей в Москве могло быть развитие уже существующих инструментов. Для этого нужно сделать так, чтобы в МФЦ, например, был создан отдел для иностранного бизнеса. Где бы сидели сотрудники, не только знающие английский, но и заинтересованные в том, чтобы помочь клиенту. Пока же перед иностранцем в МФЦ, помимо языкового барьера, стоит культурный.
Мы все знаем, что когда ты приходишь в МФЦ, сначала нужно установить контакт с сотрудником. Только когда ты сможешь затронуть его сердце, стоит обращаться с просьбой. Человек, проявивший к тебе симпатию, сделает для тебя гораздо больше, чем тот же голландский чиновник, действующий по инструкции. Тебе помогут заполнить документы, объяснят, как действовать, направят. У иностранцев сейчас шансов на такую помощь нет. Без прямой коммуникации — через того же переводчика — это сделать невозможно. Поэтому и нужен такой отдел, где бы люди знали иностранный язык, были бы заинтересованы в межкультурной коммуникации и хотели бы привлечь зарубежный бизнес в Россию.
Платформа для нетворкинга. Я думаю, иностранным компаниям, которые хотят выйти на российский рынок, не нужны финансовые меры поддержки. Скорее, им нужна возможность эти деньги заработать. Для этого им необходима помощь в том, чтобы освоиться в России, — от локального бизнеса из той же отрасли. Если в Москве удастся создать платформу, на которой зарубежные компании смогут находить «наставника» среди российских коллег, это будет существенный вклад в приток иностранных инвестиций в российскую экономику.
Российские компании, в свою очередь, получают связи на зарубежных рынках и перспективы развития там. Кроме того, такое партнерство необязательно должно иметь формат совместного предприятия: это может быть обмен опыта, знаний и технологий. В конечном счете выиграют все».