Главной идеей рассказа Солженицына "Матренин двор" является то, что на селе жила праведник Матрена, а грешные люди этого не поняли, не осознали, и она погибла в каком-то смысле по их вине (хотя на самом деле нет).
Матрена погибла оттого, что когда отдала свою горницу в приданое своей приемной дочери, пошла вместе со всеми помогать им перевозить эту горницу. Хотя никто ее не просил идти помогать. Когда двойные сани, прицепленные по дурости и по жадности Фаддея к одному трактору, застряли на переезде, то Матрена ринулась опять же помогать мужикам их перетащить. А тут наехали по ошибке два паровоза и всех троих людей, бывших там, раздавило.
Не секрет, что сам Солженицын так и озаглавил рассказ: "Не стоит село без праведника", и лишь А. Твардовский как редактор первой публикации убедил автора поменять название на более нейтральное.
Я, конечно, с большим уважением отношусь к автору и его огромным заслугам. И признаю, что данный рассказ - сильное художественное произведение, которое волнует и не оставляет равнодушным. Потому и пишу о нем. Но тем необходимее мне представляется выразить свое несогласие с главной мыслью рассказа.
Солженицын старательно создает ореол святости вокруг героини при помощи таких примет, как ее облик после гибели:
а лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое.
Автор всячески воспевает Матрену:
От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.
Она "в ладах с совестью"... Может быть и так, если понимать под "совестью" наплевательское отношение к своему личному времени, труду и имуществу, но вот это равнодушие к своему имуществу и деньгам - это еще не означает праведности. Ведь героиня не в ладах сама с собой полностью. А если она и "в ладах с совестью", то даже как-то чересчур, с сильным уклоном в угодничество. Но это не сознательное и осмысленное угодничество одному Богу, которое выражается обычно как помощь людям в истинно добрых делах, как должно быть у настоящего праведника. А у Матрены это безвольное угодничество всем людям без разбору, в том числе когда люди действуют по нехорошим импульсам. И вот в содействии и в потакательстве таким людям как раз нет никакой праведности.
А вот еще один признак праведности, видимо, по Солженицыну, но на деле это просто признак сентиментальности и непрактичного, неприспособленного к жизни ума: это неумение расставить приоритеты в своей жизни и взять хоть какую-то взрослую ответственность за себя. Поведение Матрены в ситуации пожара - это поведение 6-летнего ребенка. Трогательно, душевно и мило, но очень опасно для жизни:
всю толпу фикусов, которых Матрёна так любила, что, проснувшись когда-то ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)
Автор считает, что героиня безгрешна, но давайте посмотрим, почему он так считает. Это будут такие качества главной героини, которые настойчиво сигнализируют нам о том, что данная личность не только не достигла высшей степени просветления (праведности), но что ее внутренний мир вообще находится в полном беспорядке.
Беспорядок в жизни и равнодушие к вещам, к быту
Матрена слывет на деревне женщиной запустившей себя, нечистоплотной, хотя она не пьет. У всех свои недостатки, конечно, а у нее вот такой. С одной стороны, может, это по причине болезни?
Только у неё не так уборно, в запущи она живёт, болеет.
Однако нет, выясняется позже, Матрена болеет лишь изредка. А так она очень физически сильная женщина, даже чрезвычайно. Просто она не придает значения внешней чистоте. Да и в молодости, муж ее был не рад тому, что не любила она прилично одеваться, даже тогда. Рассказчик и сам отмечает, что работает она на кухне "в нечистом фартуке", а уж сколько там тараканов - невообразимое количество. Однако рассказчика эти тараканы не напрягают, если даже не сказать, что они его умиляют, ведь они-де не лгут, а просто живут...
Лгать-то они не лгут, и все же, разводить такую грязь в избе - это очень неправильно ( "правильно" - это родственное с "праведно") и не могу согласиться с автором, в этом нет ничего хорошего. Конечно, после 10 лет отбывания срока его уже никакой мерзостью не удивишь, вот он и "свыкся" со всем, что было в избе Матрены, ведь больше ему в любом случае не найти было нигде места. Поэтому в его психике начинается, по-моему, такой неправильный процесс, как рационализация - это когда оправдывают и называют хорошим то, что оправдывать никак нельзя. Делается это мозгом для получения вторичной выгоды - в данном случае, для рассказчика жизненно необходимо притерпеться ко всему, что есть у Матрены, ведь больше жить все равно негде, вот он и в ее тараканах нашел что-то милое и хорошее.
Я покорно съедал всё наваренное мне, терпеливо откладывал в сторону, если попадалось что неурядное: волос ли, торфа кусочек, тараканья ножка.
Итак, нам предлагают видеть вот в такой запущенной жизни - образец праведности. Посмотрим, что же еще предлагает Солженицын как образцовые качества духовности в Матрене.
Продолжение - Часть 2 - проблема с границами
Заключение - Часть 3 - Рабская психология.