Зачем нужны наши "Сократические беседы"?
Еженедельно, каждый вторник, мы встречаемся (on line) на философских посиделках, которые получили название "Сократические беседы". Записи (видео) наших встреч я публикую здесь, на Яндекс Дзен.
Как правило, такого рода посиделки-беседы разворачиваются вокруг произведений философов или других текстов, в которых проделана философская работа.
Смысл философской работы выражается просто: написанные (или устные) тексты рассматриваются не столько как описания и изображения чего-то, сколько служат конструкциями (или орудиями), которые улучшают твою жизнь.
Сейчас мы обсуждаем работу Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути".
Работа с книгой Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути"
Итак, где-то с октября 2021 года мы начали комментированное чтение книги Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути".
Немного о труде М.К. Мамардашвили. В 1984-1985 гг. Мераб Константинович прочитал курс лекций студентам Тбилисского государственного университета.
Обсуждаемая книга и есть издание этого курса лекций. Вышло несколько вариантов книги философа. Наиболее полное — в 2014 году.
Книга (текст) как труд жизни
Мы относимся к произведению Мераба Константиновича Мамардашвили так же, как он относился к роману Марселя Пруста "В поисках утраченного времени", т.е. относимся философски.
Что означает: всматриваемся в его опыт проживания своей жизни в контексте создаваемой им книги "Психологическая топология понимания".
Иначе говоря, книга (текст) и для Пруста и для Мераба Мамардашвили суть орудие извлечение смысла своего же опыта жизни.
Кстати, как-то М.К. (принятое сокращение — Мераб Константинович) обмолвился о другом названии обсуждаемой книги "Феноменологическая топология понимания". И оно мне видится более точным. Особенно, когда мы понимаем, что человеческая психология и философия исключают друг друга. Но это лишь замечание "на полях".
Таким образом, для меня (надеюсь и для участников наших "Сократических бесед") философия не столько теоретическое занятие, сколько средство "ориентации человеком" в своей жизни и ее трансформации.
Философия действительно может помочь человеку трансформировать свою жизнь, расчистить ее завалы и ловушки, если он уже сам, пусть и в неумелой форме, задается философскими вопросами.
А какие вопросы являются философскими?
Те, которые связаны со стремлением реализовать себя, состояться в этой жизни, или, как говорили древние, пройти Путь. Ведь в философских текстах Платона, Августина, Декарта, Канта, Ницше, Гуссерля, Льва Шестова, Мартина Хайдеггера или Мераба Мамардашвили записано лишь прохождение Пути.
Но если же, философское вопрошание не возникает в вашей жизни (что и говорит, что вы встали на Путь), то бесполезно читать философские книжки и слушать философские лекции. Они будут непонятны.
Философские вопросы возникают тогда, когда человек попадает в водоворот своей собственной жизни и разные моменты как бы заворачиваются в тошнотворно повторяющиеся узлы. И мы восклицаем: "ну, вот опять наступил(а) на те же грабли".
Вырваться из такого рода узлов и "повторений того же самого" (Ф. Ницше) почти невозможно (на Востоке — это образ колеса Сансары), если не обращать внимание на подсказки или знаки (знамения) самой жизни.
Именно они, если их раскрутить и распутать, позволяют увидеть то, что было в твоей жизни на самом деле. Иначе говоря, отличить от того, что ты видел, что ты, якобы, воспринимал от того, что на самом деле происходило, что ты на самом деле переживал и каков был смысл происходящего с тобой.
Вот чтобы установить этот смысл твоей жизни и нужен Путь, на котором приобретается умение распутывать смыслы, построенные как знаки и знамения (или символы).
Итак, есть подсказки жизни в виде знаков-символов и знамений. Их расшифровка и раскручивание и есть акт философствования.
Читать смыслы нашей жизни с помощью уже проделанной подобной работы Мерабом Мамардашвили (со своей жизнью) в его книге "Психологическая топология пути" мы и учимся на наших встречах, на наших "Сократических беседах".
Кстати, этот навык чтения смыслов и есть философия.
Напрашивается неожиданный вывод. Оказывается, что мир, в котором мы живем, как бы не определен до конца. С нашей стороны требуется специальная работа, то что мы назвали прохождением Пути, по доопределению мира и извлечению смысла из случившегося с тобой опыта.
Доопределить мир и значит извлечь смысл (понять что с тобой на самом деле произошло, что ты на самом деле думаешь, что ты на самом деле воспринимаешь и т.д.).
И такое действие по доопределению мира длится вечно. Если же оно не происходит, то мы и попадаем в мир абсурда, мир, который невозможно понять.
В этой вводной статье я описал задачу наших "Сократических бесед". В серии статей и видео я буду дополнять наши беседы пояснениями и развернутыми описаниями комментированной работы по книге Мераба Мамардашвили "Психологическая топология пути".
Всего доброго. Следите за публикациями, подписывайтесь на канал.