Найти тему
Жизнь родителей

Культ школьных оценок.

В одном классе с моей дочерью училась девочка Лена. И она была отличницей. Она не бегала со всеми во дворе после уроков, а постоянно уставшая уходила домой с мамой.

Встречая свою дочь после уроков, я часто была невольным слушателем их бесед. Встреча начиналась с вопроса, какие оценки она сегодня получила. И если 4, то почему не 5. И нужно ехать домой, чтобы подготовиться к очередной олимпиаде, и сесть за домашние задания. Мы ездили по одной ветке метро из школы и разговоры Лениной мамы были только про отметки и про то, кто какие получил.

В одиннадцатом классе я предложила свою помощь по подготовке выпускного вечера и несколько дней мы оставались допоздна в школе, где я наблюдала уже повзрослевшую Лену. Это была очень серьезная изможденная уроками девочка, которая тянула на золотую медаль и постоянно ссылалась на головную боль и принимала анальгин.

После последнего звонка ребята поехали на мероприятие, где у Лены случился нервный срыв. Девочку забирали на машине домой раньше всех. Было такое ощущение, что мама держала ее в ежовых рукавицах для достижения результата (золотая медаль).

Но кому нужна была эта золотая медаль в первую очередь? Вот в чем вопрос. А еще у Лены была младшая сестра. Она только пошла в школу, и я понимала, что ее ждет та же участь. Ленина мама проживала свою жизнь в дочерях и пыталась в этой жизни реализовать все свои несбывшиеся мечты. Дочери были для нее инструментом. В дальнейшем мечта мамы воплощалась уже в университете, куда отправилась ее дочь в невротическом состоянии «что воля, что неволя – все равно».

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок имел хорошую успеваемость в школе, получал новые знания и имел расположение учителей. Но действительно ли важны для ребенка хорошие оценки? Нужно ли, чтобы учителя ставили ребенка в пример другим ученикам? Действительно ли стремление получить золотую медаль в школе поможет в жизни?

При больших нагрузках у ребенка нет возможностей познать реальную жизнь, использовать свои теоретические знания на практике. Да и есть ли желание, когда все ресурсы уходят на то, чтобы получить похвалу от учителей и оценку. В таком случае ребёнок фальшиво воспринимает реальность, он получает «респекты», не принося, по сути, ни людям ни себе реальных благ.

А важнее в жизни уметь адаптироваться под обстоятельства, быть гибким. Находить выход из безвыходных ситуаций, при неудачах не унывать, а продолжать продуктивно работать. Именно поэтому очень часто троечники и прогульщики преуспевают в жизни.

Безответственное отношение к учебе развивает в детях талант выжимать из себя максимум, находить нужную информацию, быстро и незаметно получать свои тройки, не зная даже на двойку.

Если на работе в прошлом золотого медалиста и любимца всех учителей поругают или просто работа не будет складываться, в большинстве случаев такой человек просто расклеивается и его производительность падает до нуля. В то время как троечник, привыкший к критике педагога, всегда найдет выход из трудного положения. И благодаря с детства развитой адаптивности троечники потом занимают высокие позиции, а отличники работают на них.

Предъявляя ребенку претензии по поводу низкой оценки, мы начинаем формировать в нем зависимость от чужого мнения. Трудно придумать лучший способ вырастить неуверенного в себе человека без собственного мнения. Целых 10–11 лет ребенку внушают, что его мнение о себе не важно. Значение имеет только мнение посторонних.

Т. е. система оценок одинаково вредит как отличникам, так и двоечникам. Когда родители слишком много внимания уделяют оценкам, ругают, критикуют, дети ощущают себя преданными. Потому что для мамы мнение учительницы важнее чем они сами.

Очень важно прививать навык извлекать информацию и правильно ей пользоваться.

Оценочность в школе ведет к градации детей и навешиванию ярлыков. Трудно ребенку жить уже окольцованным с малых лет. И если даже мы оказываем ребенку с тройкой помощь, нанимая репетитора, то очень сложно изменить субъективное мнение преподавателя.

Моей дочери трудно давалась химия. И преподаватель усиливал ее тревожность вместо поддержки. После занятий с репетитором она стала знать химию на отлично, но ярлык «троечница», повешенный преподавателем остался. И как бы она ни старалась показать свои знания, учитель успешно «зарубал» ее радость на корню.

И здесь только родитель может поддержать ребенка и сказать ему «ты классный и я всегда с тобой и на твоей стороне». Чтобы не дать потерять внутреннюю опору и веру в себя и не жить с оглядкой на окружающих, ожидая от них оценивания.