История
Боросиликатное стекло — силикатное стекло, где щелочные компоненты в исходном сырье заменены на оксид бора. От обычного стекла отличается повышенной термической стойкостью и повышенной стойкостью к механическим повреждениям. Впервые синтезировано Отто Шоттом в 1887 году.
В середине 1980-х несколько американских энтузиастов, освоивших технику работы с так называемым «тугоплавким» стеклом, заразили своим искусством целый континент. Изготовлением фантазийных курительных трубок и других декоративных предметов занялись сначала десятки человек, затем — тысячи, и в конце концов — сотни тысяч. Это породило в США уникальный культурный феномен любительского искусства, и одновременно — основательный бизнес по продаже материалов и оборудования.
В нашей стране техникой работы с твердым стеклом пока что владеют единицы, она практически не известна ни специалистам, ни публике. Мастера отечественного лэмпворка, как правило, работают с «мягким» стеклом
Но на днях я узнал от нашего отечественного стеклодува с серьезным стажем Юрий Леньшин, что все таки нашим стеклодувам было известно о свойствах этого стекла.И он рассказал, что с 1945 года наши стеклодувы на заводе "Победа Труда" (расположенный около г.Казань,нане называющийся Васильевский стекольный завод ) начали делать из боросиликатного стекла разнообразные художественные поделки.Так же Юрий рассказал, что и на Ленинградском заводе ЛОМО-Ленинградский оптико-механический завод, где использовали боросиликатное стекло для своих нужд.Еше Юрий пояснил что боросиликатное стекло не из самых твердых стекло. Оно находится на 5 месте по десятибалльной шкале.
(Огромное спасибо Юрию Леньшину за совет и свой рассказ, касаемо времени использования боросиликатного стекла в СССР)
О твердом стекле
Боросиликатное стекло относится к твердым видам стекла.Оно отличается повышенной химической стойкостью и значительно меньшим коэффициентом линейного теплового расширения (COE) по сравнению с мягким. Благодаря низкому COE твердое стекло не трескается при резких изменениях температуры. Кроме того, оно очень тугоплавкое. Это свойство дает мастерам возможность выполнять высоко контролируемую работу и добиваться крайне точных и мелкодетализированных узоров стекла в стекле.
Также боросиликатное стекло имеет прекрасные оптические свойства. Именно из него будут сделаны зеркала гигантского Магелланова телескопа, чья разрешающая способность в 10 раз превысит возможности телескопа Хаббла.
«Родители»
Техника работы с твердым стеклом впервые возникла в США в середине 1980-х. Там ее принято называть «contemporary lampwork» или «flamework». В отличие от более привычного нам лэмпворка, это работа исключительно с боросиликатным стеклом, на более мощных горелках и в очень широком спектре техник.
Лучше всего историю возникновения этого движения в США описывает документальный фильм Degenerative Art ( в ближайшее время собираемся перевести данный фильм на русский язык) , который был снят 10 лет назад. Фильм показывает, как пару десятков лет назад этот вид искусства только зарождался. Пара энтузиастов придумали изготавливать очень эффектные стеклянные курительные трубки, продавая их на маркетах и фестивалях.
Благодаря изначальной «несерьезности» этого занятия (коммерческая составляющая была минимальной, люди занимались этим ради драйва, устраивали между собой соревнования и перенимали друг у друга новые приемы), число любителей росло как на дрожжах. В итоге к сегодняшнему дню это увлечение охватывает, наверное, более 1 миллиона человек. К тому же оно выросло в серьезный бизнес, который обслуживает всех любителей.Например, заказать в России само стекло для создания изделий можно только прозрачное для создания химической посуды и приборов. А вот цветные расходники можно заказать только в США.
(Например известная компания- https://www.coloradocolorcompany.com/)
О возможностях твердого стекла
Люди зачастую не осознают, что все работы представленные в нашем блоге выполнены полностью вручную и полностью из стекла. Когда не искушённый в этой теме человек видит эти произведения искусства, мы часто слышим вопросы вроде «чем это выпиливается и что засыпается внутрь»? или «так а внутри-то что? что за объект/растение»?
Все произведения которые представленные в нашем блоке создаются в штучном экземпляре, или в виде комплекта.
О необычных оттенках и приемах
Любое цветное стекло получают, добавляя в прозрачное стекло различные оксиды металлов. Например, кобальт дает синий оттенок, медь — красный, уран позволяет делать стекло светящимся ярко-зеленым цветом в ультрафиолете. А серебро в разных концентрациях дает просто колоссальный спектр оттенков. Содержание серебра в стекле делает его цвет неоднородным и совершенно непредсказуемым. Такой эффект называют «striking color».
«Фуминг» (fuming) — это нанесение на стекло тончайшей пленки серебра или золота. В пламени горелки эти металлы быстро нагреваются и начинают испаряться, покрывая стекло плёнкой, которая потом по-особому обрабатывается в огне. Художники колдуют немного, и получается совершенно невероятный, но полностью контролируемый результат. Таким образом получить можно любой цвет, даже тот, который сложно вообразить.
Примеры украшений в разных техниках
Подвеска ручной работы из боросиликатного прозрачного стекла и серебра в технике fumecomb (fuming + honeycomb). В работе используется только черное цветное стекло для придания рисунку большего контраста, а сами же цветные узоры создаются при помощи напыления серебра в пламени горелки и последующей его термической обработке:
Подвеска из боросиликатного стекла с очень детальным эффектом implosion — «взрыв» рисунка из цветных точек внутри прозрачного стекла:
Подвеска из боросиликатного стекла с напылением серебра и золота и одновременно в технике implosion. Дополнительный контраст рисунку придает темный задник:
Подвеска из боросиликатного стекла в технике implosion («взрыв») в виде цветка:
Украшения из боросиликатного стекла с «марблами» в технике implosion:
Cправка по отличию мягкого и твердого стекла
Для техник лэмпворка могут использоваться два типа стекла — так называемое «мягкое» (soft glass) и «твердое» (hard glass). Применение того или иного вида требует своего оборудования и уровня квалификации мастера, и имеет свои возможности и ограничения.
К «мягким» чаще всего относят натриево-известковое (soda-lime) либо свинцовое (lead) стекло. Это знаменитые итальянские стекла (в том числе Муранские), чешские, немецкое Lauscha, японское Satake и Kinari, и другие. Техника работы с мягким стеклом оттачивалась столетиями, и мастера работают по всему миру.
Свинцовое стекло в свое время широко использовалось в США в производстве неоновых рекламных конструкций и вывесок, и кроме того было популярно среди американских стеклодувов. Причиной снижения интереса к мягкому стеклу среди американских лэмпворкеров стали, с одной стороны, осознаваемые риски для здоровья и природы, а с другой — возросший интерес к твердым видам стекла, особенно после того, как стали доступны более разнообразные цвета, совместимые с чистым боросиликатом.
К «твердым» видам стекла обычно относят боросиликатное (одна из известных торговых марок — Pyrex), либо реже — кварцевое. Это по сути обычное силикатное стекло (SiO2), но — обладающее более подвижной молекулярной структурой из-за химического элемента бора, который входит в его состав в качестве оксида. Всего несколько десятилетий назад боросиликатное стекло еще не использовалось в лэмпворке и считалось «лабораторным».
Мягкое стекло расплавляется при более низких температурах пламени горелки. Для твердого стекла требуется намного больше тепла, и соответственно, более мощные горелки, а сама работа с твердым стеклом в среднем обходится дороже.
Мягкое стекло, в отличие от твердого, хуже переносит резкую смену температур. Оно значительно сильнее расширяется и сокращается при нагревании и охлаждении, чем твердое (коэффициент расширения — СОЕ — мягкого стекла колеблется от 90 до 104 в зависимости от вида). Поэтому для работы с мягким стеклом необходимо поддерживать ровную температуру — особенно если заготовка содержит участки разной толщины, иначе оно может треснуть. Твердое стекло сокращается не так сильно (COE — 33), поэтому оно более «терпеливо». Из твердого стекла можно выполнить интересные и сложные скульптурные изделия.
Первое время работы лэмпворкерам, имеющим дело с мягким или твердым стеклом, были доступны принципиально отличные цветовые палитры. Однако с ростом спроса «мягкостекольных» мастеров на серебристые полосы, и одновременно — с разработкой ярких «как у фломастеров» цветов для боросиликатного стекла, различия в цветовых палитрах стали не такими явными.
#арт #glass #lampwork #стекло #art #искусство #fuming #news #новости #artist