В прокат России выходит La croisade (в России – «Этот новый мир») -- новая режиссёрская работа Луи Гарреля, которого зрители продолжают воспринимать исключительно как актёра, несмотря на его регулярные попытки в последнее время занять кресло режиссёра. Что неизменно престижнее, но чаще не коррелирует с актёрским успехом. Культ вокруг имени Гарреля возник в 2003-м, сразу после выхода «Мечтателей» Бертолуччи. Спустя почти 20 лет Луи мало изменился внешне, но всё же незаметно перешел в следующую возрастную категорию -- к ролям молодых отцов, как в этом фильме. Уже на уровне названия (буквальный перевод -- "Крестовый поход") в новой работе он даёт понять, что не пальцем делан, а самим Филиппом Гаррелем, тоже культовым, но именно что режиссёром.
Отец из года в год с завидным постоянством пополняет свою фильмографию по преимуществу чёрно-белыми мелодрамами, в которых без труда просматривается авторский почерк, что само по себе редкость и вызывает уважение во времена почти тотальной унификации стиля. У сына со стилевой самобытностью пока дела обстоят не так хорошо, тем не менее, вызывает уважение уже тот факт, что он не пытается копировать отца, и больше сосредоточен не на стиле, а на актуальности выбранных тем. Как в данном случае, притом что название переадресует зрителя к знаменитому факту, вошедшему в историю под названием «крестовый поход детей», когда в 1212-м году тысячи крестьян объединились с детьми для похода и завоевания гроба господня.
Ассоциативная отсылка придаёт объём данной истории, и без того многократно находившей отражение в мировой культуре. Здесь пара молодых родителей, Абель и Марианн, почти случайно узнают, что их сын, 13-летний Жозеф, распродал часть их вещей, среди которых были и дорогие вина, и раритетные книги, не считая всякого рода винтажных тряпок. Сын уверяет родителей, что вещи им не нужны, так как они несколько месяцев даже не замечали их исчезновения. Так родителям становится известно о далеко идущих планах своего ребёнка, который вместе с друзьями-подростками собирается отправиться в Африку, чтобы спасти этот континент от засухи, построив там оросительные каналы.
В паре с Жан-Клодом Карьерром, одним из самых известных сценаристов в истории кино, Гаррель-младший спроецировал обросшее легендами и интерпретациями событие (а надо сказать, что к нему проявляли интерес и Брехт, и Воннегут) на актуальнейший тренд ХХI века. Во главе его невольно оказалась юная шведская активистка Грета Тунберг, здесь выступающая скорее как символ и появляющаяся всего на несколько секунд. Куда важнее другое: Гаррель попробовал придать нарастающей экологической озабоченности революционный драйв, с одной стороны, отстранившись от него иронией и образом консервативного папочки-мещанина. Сцена, где он сначала в панике, а потом в бешенстве мечется по квартире, узнавая о новых пропавших вещах, проданных сыном, является, пожалуй, лучшей в картине.
С другой стороны, эта «подростковая блажь» находит понимание у жены Абеля, Марианн, которая активно включается в дело по спасению планеты и отправляясь вместе с детьми на чёрный континент. В итоге, последний фильм Гарреля-второго, может, и не дотягивает до нового манифеста, но, как минимум, демонстрирует оскал антибуржуазной сатиры, что само по себе не так уж и мало.