Пройти мимо дел, сделанных Сергеем Дягилевым (1872-1929 гг.), спустя 150 лет с момента его рождения не возможно. Это первый импресарио из России, который почти сразу же занял бурной реакцией от гастролей русских артистов первые полосы всех мировых изданий. И главное, что все полосы хвалили, восхищались, признанием таланта и мастерства люда творческого, а так же признанием самого С. Дягилева как профессионального импресарио.
Начал он с выставок, получилось привлечь внимание публики, окрылённый успехом выставки 1906 года, в 1907 году Дягилев организовал в Париже Исторические русские концерты. Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Александр Глазунов, Фёдор Шаляпин, Фелия Литвин, почти все крупные музыканты России. Дягилев посетил в Париже Камиля Сен-Санса.
Финансировала подготовку и сами гастроли российская казна, руководствуясь политическими соображениями и рассчитывая с помощью артистов, музыкантов и художников укрепить позиции Российской империи в Европе. Покровителями начинания Дягилева выступили Великий Князь Андрей Владимирович и Великая Княгиня Мария Павловна. Во многом способствовала этому Княгиня Тенишева.
Несмотря на успех у публики, в коммерческом отношении «Исторические концерты» - убытки в 85 тысяч франков.
И вот в1908 году Дягилев провёл первый Русский сезон за границей, центральным событием которого стала опера «Борис Годунов» с участием Ф. И. Шаляпина. Декорации по эскизам Александра Бенуа и Бакста создавал Борис Анисфельд. Для достоверности изображения в декорациях и костюмах художник Иван Билибин ездил в Архангельскую область, где приобрел национальные костюмы, а Бакст собирал реквизит на петербургских «барахолках».
Именно убытки подсказали С.Дягилеву на следующий сезон сделать коммерческую ставку в Париже в первую очередь на балет. Фурор от выступлений, рукоплескание публики, восторженные отклики газет. И тут он выиграл.
Дар, важнейший для импресарио: уметь доставать деньги на свои проекты. Сергей Дягилев обладал этим даром в совершенстве, но как говориться, у всякой монеты есть две стороны - и он тратил с размахом, жил широко и безоглядно. Всю жизнь балансировал на грани финансового краха: отели, отсутствие собственного угла, как результат, оставил после смерти долги и коллекцию книжных раритетов.
Елена Артова