Писатель и эссеист, обозреватель французской газеты «Эхо» («Les Echos») Жак Аттали объясняет, почему выборы Эммануэля Макрона не выигрываются заранее, и что может произойти, если кандидат от Национального объединения получит доступ к Елисейскому дворцу.
Мало кто во Франции готов признать, что переизбрание Эммануэля Макрона далеко не обязательно, а избрание Марин Ле Пен вполне возможно. Как минимум по четырем причинам:
1. Ни один президент не был переизбран без «сожительства» (во Франции это означает сосуществование президента республики и правительства противоположных политических тенденций. — Прим. перев.) или после установления 5-летнего срока полномочий (с 1873 г. и до 2000 г. он был 7-летним. — Прим. перев.), или если он впервые баллотировался и был избран в первый раз. Эммануэль Макрон соответствует всем этим трем условиям.
2. По крайней мере два кандидата, считавшиеся заведомо избранными (Валери Жискар д'Эстен и Лионель Жоспен), были застигнуты врасплох, тем, что их сторонники от них отвернулись.
3. После мягкой очистки, которой воспользовался Эммануэль Макрон в 2017 году, может наступить жесткая очистка против него; поскольку Конвент появился после Учредительного собрания. Союз всех против уходящих может снова сыграть в полную силу. И добиться успеха.
4. Ультраправый дискурс больше не демонизируется. Если пять лет назад Марин Ле Пен казалась некомпетентной экстремисткой, то сегодня она изображает из себя умеренного эксперта; более приемлемым, более законным, более разумным, чем Эрик Земмур, который служит фоном и привлекает к ним умеренные голоса.
Её программа вызовет необратимый кризис
Не возвращаясь к разочарованиям, огорчениям и гневу, которые, возможно, спровоцировали Эммануэль Макрон и его политика, пора взглянуть правде в глаза: Марин Ле Пен может быть избрана менее чем через четыре недели.
В ТЕМУ: Бомба на выборах во Франции: Ле Пен смещает Макрона. «Теперь реальная возможность» — новый опрос
Что тогда произойдет?
Реализация её программы ввергнет страну в беспрецедентный и во многом необратимый кризис, первыми жертвами которого станут его избиратели.
О покупательной способности, которую она якобы защищает: она объявляет о бесчисленных и очень расплывчатых социальных расходах, массовом снижении НДС, которое принесет пользу только богатым, невероятной реформе подоходного налога и пенсий, не финансируемой, если не неопределенной ссудой (в то время как она осуждает государственный долг) и за счет гипотетической экономии на пособиях для мигрантов. Все это фактически вызовет инфляцию, первыми жертвами которой станут низкая заработная плата и мелкие сбережения.
Что касается экологии, она намерена отменить все ветровые проекты и демонтировать находящиеся в эксплуатации ветряные турбины, что ещё больше затруднит контроль выбросов парниковых газов, намеченный на 2040 год.
Она превратит в бездомных тех, кто уже интегрированы
Об иностранцах, находящихся во Франции: она намеревается лишить их доступа к уходу, семейным и социальным пособиям, лишить их возможности работать, лишить их французского гражданства. Это не только нарушило бы несколько фундаментальных конституционных принципов, но и быстро сделало бы невозможным функционирование нашей экономики, превратило бы миллионы людей, которые теперь полностью интегрированы, в бездомных и лишило бы страну сотен тысяч французов, родившихся во Франции, чей вклад неоценим.
Более того, не приветствовать другого иностранца значило бы лишить себя врачей, исследователей, профессоров, инженеров, художников, в которых мы так нуждаемся. Наконец, если бы наши посольства рассматривали заявления о предоставлении убежища, это означало бы, например, приём украинцев только в том случае, если они подали заявление о предоставлении убежища в надлежащей форме в нашем посольстве в Киеве...
О справедливости и безопасности: и здесь её избрание привело бы к реформам, нарушающим все наши конституционные принципы. Таким образом, предоставление сотрудникам полиции презумпции самообороны и принуждение судей к наложению неустранимых уголовных санкций означало бы отрицание разделения властей.
Что касается культуры, которую она намеревается свести к узкому взгляду на Францию, нас особенно должен беспокоить её проект приватизации общественного вещания, который предполагает его захват ее венгерскими и русскими друзьями.
Наша армия окажется в руках союзника Путина
О Европе: одностороннее сокращение взноса Франции в европейский бюджет и утверждение приоритета национального права над европейским, как это намечено сделать с июня, означало бы поставить под вопрос членство Франции в Европейском союзе. Повторим здесь: избрать мадам Ле Пен означало бы выйти из ЕС, толком не приняв решения. Это был бы Frexit без обсуждения.
Наконец, это означало бы отдать нашу армию и внешнюю политику страны в руки человека, единственными союзниками которого в мире являются господа Орбан и Путин. Иными словами, если мадам Ле Пен будет избрана менее чем через месяц, мы сразу же станем свидетелями смены союзов: наша страна объединит свои силы с Россией против Украины, против остальной части ЕС и против НАТО.
Подумайте об этом, прежде чем играть с идеей, что с Макрона хватит и пяти. Прежде всего, упрекните бывшие крупные партии в том, что они не смогли выдвинуть программы и кандидатов, достойных нашей великой страны и великих дебатов, которые должны были состояться на этих президентских выборах. И давайте избегать соблазна худшего.
© Перевод с французского Александра Жабского.