Найти тему
Хакнем Школа

Задача Рачинского с известной картины: задача, которую крестьянские дети решали устно

Оглавление

Сегодня расскажу о задаче С.А. Рачинского, изображённой на известной картине «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» русского художника Н.П. Богданова-Бельского.

Картина написана художником в 1895 году. На картине деревенская школа 19 века, на ней крестьянские дети пытаются решить устно задачу. На картине также изображён и сам Рачинский.
Картина написана художником в 1895 году. На картине деревенская школа 19 века, на ней крестьянские дети пытаются решить устно задачу. На картине также изображён и сам Рачинский.

Сергей Александрович Рачинский (1833 – 1902) — математик, профессор естественных наук Московского университета. В 1872 году он покинул университетскую кафедру, вернулся в своё родное село, где создал школу с общежитием для крестьянских детей и стал рядовым сельским учителем. Он обучал детишек устному счёту по созданной им уникальной методике. Интересно, что художник Богданов-Бельский сам в прошлом ученик Рачинского.

Итак, задача, которую крестьянские дети царской России решали устно.

Задача

Путём устных вычислений найти быстро результат выражения:

-2

РЕШЕНИЕ

Решить эту задачу можно, зная, чему равны квадраты чисел от 10 до 14:

-3

Как вы заметили, мы объединили первые три суммы (квадраты последовательных натуральных числе от 10 до 12), и получилось число 365, равное сумме квадратов чисел 13 и 14.

Для решения этой задачи мы использовали закономерности некоторых сумм квадратов, которые называют последовательностями Рачинского:

-4

Вы можете сами составить такую последователь, обратив внимание на то, что всей в такой последовательности справа в равенстве число суммируемых квадратов на один меньше, чем слева.

Например, для первой последовательности закономерность можно записать так:

-5

Это уравнение сводится к квадратному и легко решается:

-6

n = -1 и n = 3, в нашем случае n = 3.

Таким образом, вы видите, что решение знаменитой задачи С.Ф. Рачинского можно произвести в уме ещё быстрее, чем было описано выше, просто зная вторую последовательность Рачинского, а именно:

-7

Кстати, в своей книге «Занимательная арифметика» Яков Исидорович Перельман выделяет число 365, как одно из чисел, обладающих исключительными особенностями. Очень интересно автор говорит, что такие числа можно было бы собрать в музей числовых редкостей, настоящую «арифметическую кунсткамеру». О других таких числах вы можете прочитать в моей статье:

Числовые диковинки Перельмана или арифметические фокусы, которые вас удивят
Хакнем Школа16 июля 2020

Надеюсь, Вам было интересно…

Автор: #ирина_чудневцева главный редактор и соавтор канала Хакнем Школа, 44 года, город Ярославль

Другие статьи рубрики:

-8

Подписывайтесь на канал Хакнем Школа, а также читайте нас в телеграм — по этой ссылке