Если хотите удивления и восторга – поезжайте в южное Подмосковье. В Дубровицах, на истоке Десны и Пахры стоит неожиданная и просто захватывающая Знаменская церковь, одна из самых необычных в России.
Место чудное.
Первым владельцем усадьбы был князь Борис Алексеевич Голицын – главный инициатор провозглашения царем Петра I и его воспитатель. В 1689 году окружение семнадцатилетнего царя, как водится, оклеветало дядьку и тот был сослан с глаз долой в имение. Через год воспитанник остыл и вернул Голицына ко двору, пожаловал боярский чин и сделал правой рукой в делах управления государством.
В честь радостного примирения Борис Алексеевич решил построить в своем имении новую церковь. Старую деревянную перенесли в соседнюю деревню, и на ее месте воздвигли белокаменный храм, столь стремительный и удивительный, что глава русской церкви патриарх Адриан наотрез отказался давать разрешение на его освещение.
Князь Борис Иванович Куракин, наставник Петра I, характеризовал Голицына как человека «великого ума», но пьяницу, взяточника и открытого ко всему иностранному: “И оной есть первым, которой начал с офицерами и купцами-иноземцами обходиться».
Совершенно очевидно, что в проектировании и строительстве необычной церкви на европейский манер принимали участие не только отечественные, но и иностранные зодчие, хотя точных данных об авторах и мастерах не сохранилось.
Для строительства использовали белый камень, которого много в каменоломнях Подольского края. Он легок в обработке, но в то же время достаточно прочен для резки мелких деталей. Храм обильно украшен белокаменной скульптурой в стиле барокко и внутри, и снаружи – вещь небывалая для тех времен.
Основание храма представляет собой равноконечный крест с закругленными концами, сферический свод церкви также оригинален - столп увенчан не шатром или маковкой, а металлической золоченой короной с шипами.
Храм был освещен лишь через пять лет после постройки, в 1704 году, после смерти патриарха его местроприемником. На освещении Знаменской присутствовали царь Петр I с сыном Алексеем.
Во время войны с Наполеоном в Дубровицах стояли французы, но затейливую церковь не тронули, чего не скажешь про другие русские храмы, которым не посчастливилось быть ограбленными и сожженными.
В безбожные времена церковь закрыли, колокольню, что стояла в 15 метрах от храма, взорвали.
Дубровицкая церковь пребывала в запустении. Вот так описывается ее состояние к конце 1950-х: «Крыша проржавела насквозь, все стёкла выбиты, зимой внутри церкви лежал снег. Резной золоченый иконостас выглядел искалеченным и изломанным; статуи, окружающие церковь, побиты или вовсе исчезли. Резной белокаменный парапет наполовину обвалился, многие детали сложнейшей каменной резьбы испорчены. Ступени каменных лестниц, украшенные тончайшим орнаментом, поломаны и провалились».
Кое-какие работы велись в конце XXв, а в 2004 году, к 300-летию освящения храма, Знаменская церковь подверглась масштабной реставрации и восстановлению внутреннего убранства.