Найти тему

Выбор достойного наследника или Старый король против интриганов

Фильм "Лев зимой " 1968 г. Историческая драма. Экранизация одноимённой пьесы американского сценариста и драматурга Джеймса Голдмена, в свою очередь основанная не реальных исторических событиях конца двенадцатого века в Англии. А наткнулся я на эту картину совершенно случайно, когда занимался своей любимой ютабовской деятельностью, и заметил в фильмографии Питера О'Тула данную работу - о крайне заинтересовался, и только сейчас смог посмотреть - и это однозначно стоило моего ожидания. И вот вам моё краткое мнение - Старый король против интриганов. К сожалению в картине нашлись как плюсы, так и минусы, о которых следует рассказать, даже несмотря на то, что у данной работы в активе имеется три "Оскара" - и все они абсолютно заслуженные. На этом заканчиваю столь краткое вступление и перехожу к сути.
Итак, плюсы:
1. Сценарий - 1183 год от Рождества Христова. Английское королевство. Генрих Второй - король Англии и основатель династии Плантагенетов собирает на Рождество свою семью для того, что бы объявить наследника трона, поскольку самому Генриху стукнул уже шестой десяток (возраст для средневекового правителя довольно почтенный), а страна немалая (помимо Англии в неё входят Шотландия, Уэльс, Ирландия и большая часть Франции). Одна только загвоздочка - у короля три сына и жена, причём два старших вместе с матерью в прошлом участвовали в открытом мятеже против Генриха, он их простил, но осадок остался. Каждый из сыновей унаследовал яркие черты своего отца, но ни в одном они не слились воедино, поэтому и выбор непрост. Чем вся эта история закончится, я не имею права рассказывать, но оторваться от экрана у вас не получится, ибо вас увлечёт тот водоворот событий, что закручен здесь. Театральные корни здесь видны невооружённым взглядом, ведь сам автор пьесы и адаптировал свой первоисточник для большого экрана. Да на фоне этой картины даже "Игра престолов" меркнет.
2. Диалоги - если вы ждёте ярких сражений, много мест действия и прочего - то вы ошиблись картиной. Ибо девяносто процентов всего хронометража занимают диалоги между персонажами, которые неистово плетут интриги, составляют заговоры, затем их разоблачают, затем снова плетут, потом вбрасывают кусочек правды, затем сладкую ложь и так до самого финала. Клянусь вам, я у середине уже не понимал разницы между правдой и ложью, при этом в картине достаточно времени уделили политике и взаимоотношениями с королём Франции. Не забыли и добавить личные воспоминания героев, каждый из которых - это яркая и прописанная личность. Ведь все они - реальные исторические герои английской и французской истории двенадцатого века, а их имена давно уже пережили их самих.
3. Камерность - трудно поверить, но картина эта довольно камерная. По сути все события (процентов на девяносто семь) происходят в замке Шинон. Но этого совсем не ощущается. Может дело в магии кино, а может в диалогах, которые написаны и произнесены так живо и ярко, что зритель как будто сам переносится в те времена. Знаете, это надо уметь уместить много событий в несколько комнат так, что зритель не ощущал камерности - и создатели картины с этим великолепно справились.
3. Музыка - ещё играет на интерес зрителя великолепная музыка, которая выдаёт эпик, который здесь просто необходим, ведь сейчас решается вопрос не только выбора наследника одного из самых сильных и могущественных монархов Европы, но и судьба целой страны, которую многие историки справедливо называют "Империя Плантагенетов", вместе с миллионами её жителей.
4. Питер О"Тул - самая яркая здесь личность, отжиги и интриги которого поражают своей бесшабашностью и ставят всех окружающих в ступор. При этом его героя сложно назвать "добрым католиком" и ещё меньше "добропорядочным христианином", но именно он завоевал трон Англии, пережил несколько восстаний против своей персоны, несколько раз чуть не потерял всё - но каждый раз менял ситуацию в свою пользу, выходил победителем из любых передряг и к своим пятидесяти с небольшим годам стал не просто фигурой, с которой нужно считаться, но легендой, которая переживёт века.
А ещё отмечу отличные костюмы и декорации, без которых не было бы великолепной средневековой атмосферы.
Итак, минусы:
1. Нравы и поведение монарха и вообще дворян - при том, что отжиги Генриха удивляют и заставляют иногда смеяться, но они совсем не соответствуют реальным событиям и особенно нравам того времени. Аристократы не могут так себя везти. Король не может сидеть на стуле как негр с Южного Централа в полицейском участке. У каждой двери должны быть слуги (кроме личных покоев, там должен дежурить рыцарь), которые должны открывать аристократам двери. Слуги и служанки должны кланяться, когда в комнату входит знатный человек и ещё много чего. Феодальную лестницу не забыли? На всё это создатели положили большой и толстый брусок дуба.
2. Тягомотность - несмотря на все отличные и интересные диалоги, картина рано или поздно начинает превращаться в тягучесть, которая некоторых может довести до дремоты. Даже масса событий и великолепная актёрская игра не спасают от этого.
3. Экспозиция - её очень не хватает. Да блин, сделали бы хоть текст на чёрном фоне перед началом картины и в финале, дабы зрители хоть понимали кто все эти люди и почему они все так страдают. Мне было понятно, поскольку я люблю военную историю и об этих людях я имел представление, а что поймёт обычный зритель не знакомый с историей? Да ничего особого - он запомнит только длинные диалоги и моральный вывод о семье - и на этом всё. Если создатели картины добивались именно такого эффекта - то это им удалось, если же нет - то они не справились.
Немного о главных героях:
1. Генрих Второй в исполнении Питера О"Тула - пожилой монарх, отчаянно нуждающийся в выборе достойного наследника престола, иначе страну после его смерти ждёт гражданская война и даже распад. С помощью праздника намерен окончательно принять решение, посмотрев на поведение своих сыновей, жены и молодого французского короля, который может стать или другом или опасным врагом. В очередной раз убеждаюсь что Питер гениальный актёр, а с дубляже Зиновия Гердта - это вообще фантастика! Браво!
2. Элеонора Аквитанская в исполнении Кэтрин Хёпберн - ох вот об этой женщине надо снимать целую картину, ибо она для своего времени - настоящая легенда и просто знаменитость, которая совершала такие дерзкие поступки, на которые не решаются даже современные женщины. Умная, образованная, хитрая, бойкая, смелая и решительная королева, оставившая заметный след в истории Англии и Франции, мать двух английских монархов. И здесь она вновь плетёт интриги и зритель тоже до конца не понимает правду или ложь произносят её уста, и сыграть такую легенду смогла только легендарная Кэтрин Хёпберн, чья актёрская игра в этой картине получила "Оскар". Браво Кэтрин! Браво!
Также хочу отдельно отметить молодого сэра Энтони Хопкинса в роли Ричарда (будущего короля по прозвищу Львиное Сердце) и молодого Тимоти Далтона в роли французского короля Филиппа Второго Августа.
Если вы заинтересовались личностью Генриха Второго, а ещё вам понравился Питер О'Тул его исполнявший, то посмотрите картину "Бекет" 1964 года, который рассказывает историю ещё молодого Генриха и о самом громком политическом убийстве в Англии двенадцатого века. Еще есть переделка "Лев зимой" 2003 года от нашего Андрея Кончаловского - короче, не смотрите, только зря потеряете время.
В итоге имеем хорошую и атмосферную историческую драму, с хорошим, хоть и затянутым, сценарием, великолепными костюмами и декорациями, отличной музыкой, интересными героями и потрясающими актёрскими работами.
Моя оценка 7 из 10 и моя рекомендация к просмотру!

  • Спасибо за ваше время. Если понравился отзыв - ставьте нравку, https://zen.yandex.ru/id/5e4e814be977e25b8eec27e6 - подписывайтесь на канал, читайте другие мои отзывы.
  • Отписываясь, вы разрываете автору сердце, не надо так!
  • Комментируйте, поправляйте, советуйте хорошие фильмы. Счастья вам и здоровья!