Сразу скажу, ничем. Более того, в отличие от советских казачьих частей, покрывших себя славой в боях, казачьи части вермахта в реальных боевых столкновениях принимали участие крайне редко, и почти всегда с плачевным результатом. На то, есть причина, и мы ее раскроем несколько позже.
Тем и интересен тот редкий эпизод, когда казаки Вермахта вступили в бой. Вот только одна незадача: этот полк не был ни 54-м, ни… казачьим. Итак, разберем все с документами?
Пытаясь разобраться с формированием казачьих частей, я поначалу искал не там. Я пытался перелопатить документы боевых частей группы армий А и В, но попадалась всякая "мелочевка", численностью до батальона, да и то крайне редко.
Как оказалось искать нужно было в тылу. И, вот тогда-то и нашлась полная история этого полка. Она начинается в 1942 году, когда в составе охранных дивизий Вермахта ввели конный…
Даже не знаю, как назвать это подразделение. Сначала это была сотня (действительно казачья). Потом сотен стало три, потом их реорганизовали в эскадроны, получился... Назовем его условно: отряд. В общем-то, немецкое слово abteilung чаще всего, имеет иной смысл, это смешанный отряд, но пусть будет так.
Основной единицей кавалерийского полка был эскадрон, но как назвать отряд из трех эскадронов? У румын три эскадрона и эскадрон тяжелого вооружения- это конный батальон. Некоторые историки называют такое соединение «дивизион», но возникает путаница с артиллерией. В общем, назовем это отряд, ибо тяжелого вооружения в нем не было. Зачем коннице охранной дивизии артиллерия и минометы?
Что такое охранная дивизия? Когда-то я уже рассказывал. 90 лет назад (а, может больше) противник решил вопрос, как закреплять за собой территории, захваченные армией. У него для этого были специальные формирования, которые четко и грамотно решали все вопросы по месту: добивали остатки частей, громили партизан, ставили комендатуры. Все четко и грамотно.
Дивизия состояла из: ударной части, охранной части и административной части. Ударная часть состояла одного-двух полков пехоты и артиллерийского дивизиона. Как выяснилось, советские партизаны настолько злые, что этого оказалось недостаточно, и в состав каждой охранной дивизии ввели «трофейные» части: взвод трофейных танков и конный отряд.
К чему такое длинное предисловие? К тому, что в составе Группы армий «Юг» было три охранных дивизии (213, 444, и 454), каждая из которых начала формировать свой конный отряд. Изначально мечталось, что все они будут казачьими, но, увы, нужного количества казаков-добровольцев для Вермахта как-то не нашлось. Тогда в них набрали украинцев и фольксдойче. Так, весной 1942 года появился на свет 454-й конный отряд (Reiterabteilung), носивший приставку «Ost» , т.е. «восточный». Украина большая, работы было много, и, осенью 1942 года в отряд добавили еще один (четвертый) эскадрон, так появился 454-й Ost Reiterveband. А, при чем здесь казаки? Не торопитесь, как говорят на Украине «Далi буде!». Его, действительно, иногда указывали как "казачий", но реально казаков в нем было мало (это для тех кто любит говорить, что советские казачьи дивизии были казачьими только по названию).
И, вот, зимой 1942/43 года случился Сталинград, и войска оккупантов потянулись назад. Вместе с ними потянулись «эвакуированные» и мелкие формирования, которые были созданы в прифронтовой полосе. Одновременно, началось формирование подразделений из пленных.
Из одного 454-го конного отряда (четырехэскадронного состава) создали три конных батальона. Они по-прежнему назывались O.R.A.(Ost Reiterabteilung I./454, II./454, III./454). Из учебного казачьего батальона поступил личный состав для еще одного эскадрона, прибыли казаки из 1-го Синегорского полка, в связи с чем, был создан 4-й батальон. 1-й и 2-й батальоны были трехэскадронными, 3-й и 4-й – четырехэскадронными.
Про 1-й Синегорский Атаманский полк войскового старшины Журавлёва наши «заклятые друзья» чуть ли не поэмы слагают. «Горе тем партизанским скопищам, где проходили синегорцы!» (это не я написал, это строки из статьи, опубликованной у нас).
В справочнике пана Махно по казачьим частям написано: «1-й Синегорский полк ГУКВ войскового старшины Журавлёва-1260 казаков. Ранее казачья сотня станицы Синегорской есаула Журавлёва. Подняли восстание и сформированы в октябре 1941г. до прихода немцев. Полк участвовал в обороне Котельниково в составе конно-механизированной группы «Фон Панвица». В январе 1943 года вместе с немецкими войсками держали оборону на правом берегу реки Северский Донец. У хутора Ясиновский, отличилась сотня сотника Рыковского, которая в контратаке отбросила прорвавшиеся советские войска за реку. Оборонял от РККА Донбасс. Вошёл в полк «Фон Юнгшульце» как 2-й дивизион. Вошёл в 1-ю Казачью дивизию вермахта, затем войск СС».
Вранье на вранье. Синегорская сотня появилась в 1942-м, доросла до отряда, объявила себя полком, завела себе экзотическое знамя, но…
Все остальное в этой «песне» тоже вранье. Во первых, фон Панвиц ранее командовал чисто немецким отрядом. Формировать казачков он начал только в 1943 году в Феодосии. Не было никакой «конно-механизированной группы «Фон Панвица»». Во вторых, бой с советскими войсками- тоже выдумка. Боевых потерь в составе полка нет. И, в принципе, в этом полку на всех было 357 лошадей и 411 винтовок. (Вот у кого была одна винтовка на троих). Третье, полк, как самостоятельная единица с апреля 1943 года прекращает свое существование.
Наиболее боеспособная часть полка: 1 и 2 эскадроны (334 человека) стали 8 и 9 эскадронами отряда II./454 , а остальные 850 человек направили в Аджамку для формирования 3-го батальона полка Юнгшульца.
Традиционно принято писать о том, что казаки верно служили вермахту. Это верно лишь отчасти. В немецких документах прослеживается много дезертиров, есть случаи членовредительства.
Во взаимоотношениях между немцами и казачьими командирами так же были большие сложности. Многие казачьи офицеры лишь условно были таковыми, присвоив себе звания сами. Немцы считали их … не очень офицерами. Казачьи «офицеры» пили, немцам это не нравилось. А казачкам не нравилось, когда их называли словами "Arsch" или "Schwein". А еще немецкому офицеру связи очень не понравилось, когда казачки стащили у него шинель и полковую кассу. В общем, интересного много. В немецких документах содержится несколько папок, посвященных разборкам между немцами и казаками.
Наблюдается четкая тенденция: весной 1943 года идет смена «местных» командиров на немецких офицеров.
В общем, к осени 1943 года полк все же сформировали, но уже зимой в полку оставалось всего 600 сабель. Окончательно он канул в Лету в феврале 1944-го, попав в Корсунь-Шевченковский котел, но об этом мы уже писали