Чем же хит 90-х "Happy Nation" похож на музыку Средневековья? И причём здесь Страшный Суд? Это, конечно, моё субъективное восприятие, ведь я выросла на классической музыке. Но я с вами поделюсь. Будем разбирать песню не по порядку, а по самым интересным особенностям:
- Латинский язык и григорианский хорал
- Черты строгого стиля
- Декламационность: сходство с речью
- Мелодия припева
- Необычная форма песни
- Роль контраста для "современного" звучания
- Окончания фраз, роль ритма и Dies irae
Латинский язык и григорианский хорал
Песня начинается вступлением на латинском языке. Его монотонная мелодия похожа на григорианскую псалмодию - чтение текста нараспев (тоже на латыни). Мне даже напоминает первую фразу молитвы Pater noster (Pater noster qui es in caelis).
Черты строгого стиля
Песня начинается с темы, которая повторится в проигрыше в середине песни. Назовём её темой вступления и проигрыша. В ней улавливается строгий стиль. Он достиг своего расцвета в эпоху Возрождения. Тогда мелодия должна была соответствовать целому своду правил строгого стиля, чтобы её было удобно петь.
Например, если мелодия делает скачок, он затем должна плавно вернуться к исходному звуку, "закрыть" интервал.
В теме вступления и проигрыша мелодия сразу делает скачок на квинту вверх и (хотя не совсем по правилам) возвращается к исходному звуку. Квинта как раз характерна для музыки Возрождения. Сама по себе создаёт образ чего-то отстраненного, лишенного индивидуального, личного начала.
Декламационность: сходство с речью
Мелодия может быть кантиленной или декламационной. На протяжении всей песни "Happy Nation" она преимущественно декламационная, то есть больше похожа на речь. Слоги не растягиваются, произносятся чётко и быстро, редко распеваются хотя бы на два звука. Декламационность роднит эту песню с григорианской псалмодией, распевным произношением молитв, послушайте "Pater noster" ещё раз.
Конечно, в григорианских хоралах-гимнах есть развёрнутые распевы слогов, но на привычную нам песенность это не похоже.
А вот кантилена в хите 80х Power of Love
Слоги звучат долго, протяжно, есть распевы из нескольких звуков.
Ещё вы можете возразить, что в самом конце Happy NatiO-O-On красиво распевается. Ну, во-первых, эта песня - не абсолютное подражание григорианскому хоралу, она должна всё время увлекать слушателя. А во-вторых, такой узорчатый распев напоминает византийскую православную музыку.
Мелодия припева
Мелодия припева "Happy nation..." также укладывается в небольшой диапазон, почти в квинту (вспоминайте тему вступления и проигрыша). В теме припева есть некоторая монотонность: мелодия опевает одни и те же звуки, она как будто вращается на них. Это типично для григорианской псалмодии.
Для припева в многих песнях монотонность не совсем типична. Обычно мелодия припева яркая запоминающаяся, со скачками, сменой направления мелодии, то вверх, то вниз.
Необычная форма песни
По своему строению Happy Nation отличается от обычных песен. Большинство песен состоят из чередования куплета и припева ABAB... В Happy Nation всё по-другому:
- А - вступление на латинском языке "Laudate omnes gentes..." (0:12 - 0:31)
- B - припев "Happy nation" (0:32 - 0:55)
- C - куплет о том, что человек смертен "Ideas by man..." (0:58 - 1:17)
- B - припев "Happy nation" (1:17 - 1:39)
- D - куплет из двух фраз "Tell them we've gone too far..." (2:10 - 2:32)
- B - припев "Happy nation" (2:33 - 2:52)
- E - завершение - повторение словосочетания "Happy nation" (от 2:53 до конца)
Получается схема ABCBDBE. Она отдаляет эту композицию от привычных популярных песен.
Роль контраста для "современного" звучания
Мелодия куплета C звучит интересно, диапазон мелодии расширяется до септимы. Сольное исполнение куплета придаёт оттенок личного, индивидуального. В ней больше кантилены, а кантилена - это что-то личное, лирическое. Речь-то идёт о том, что человек слаб и смертен, но его идеи бессмертны.
Так создаётся контраст с припевом. В припеве участвуют все солисты, словно в едином высказывании людей счастливой цивилизации, здесь нет места лирике, да и мелодия более строгая. Без контраста музыкальное произведение будет скучным.
Окончания фраз, роль ритма и Dies irae
Почти каждая фраза либо оканчивается повторением одного звука, либо конец фразы "уходит" вниз. Такое в вокальной музыке встречается часто. Но здесь конец фразы часто ритмически подчёркивается и чётко произносится.
Последняя особенность вместе со всем тем, что я уже перечислила, мне напоминает легендарную средневековую секвенцию (разновидность григорианского хорала) "Dies irae" ("День гнева"). В ней тоже окончания фраз спускаются вниз и ритмически подчёркиваются.
Также в "Dies irae" ритмическое начало слышно лучше, чем в григорианской псалмодии. Оно придаёт ей жёсткость и неумолимость. Ну и в "Happy nation" ритм "качает", это же поп-музыка 90-х!
"Dies irae" - это картина Страшного Суда. Когда люди встают из могил и идут на заключительный суд.
"Dies irae" - Страшный Суд, конец земного мира. Наказание за грехи. "Happy Nation" - песня о счастливой цивилизации и спасении. Это антипод "Dies irae" в жестоком XX веке.
Кстати, солистки #ace of base в начале карьеры группы пели в церковном хоре.
#дискотека 90-х #попмузыка #хиты 90-х #средневековье #католицизм #хиты ушами сноба