Кинематограф во все времена зависел от цензуры, впрочем как и другие сферы искусства. Крайне наглядным является влияние цензуры на советский кинематограф. В этой статье в хронологическом порядке я расскажу более чем о 26 фильмах, так или иначе подвергшимся критике со стороны цензоров, среди них будут всеми любимые комедии, полочные фильмы, а так же просто значимые для истории кинематографа картины. Так же будет затронут аспект общего настроения и вектора развития кинематографа в рамках конкретного исторического временного периода.
Итак, в годы гражданской войны в кино принципиально не отражали события Октябрьской революции и сам факт наличия таковой. Создавалось много игровых фильмов, «оторванных» от реальности. А хроника отражала важнейшие политические события, происходившие в государстве: «Разоружение анархистов» (апрель 1918 г.).
С начала интервенции и Гражданской войны огромное внимание киноработников сосредоточилось на фронтах боевых действий. Были созданы хроники: «Взятие Одессы Красной Армией», «Взятие Крыма», «Чехословацкий фронт», «Врангелевский фронт», «Кавказский фронт», «Красная Армия на Красной Горке».
В 1921 году Дзига Вертов (1896 - 1954 гг.), советский режиссер, один из основателей и теоретиков документального кино, использовав материалы кинохроник, смонтировал большой документальный фильм в тринадцати частях «История гражданской войны» (1922 г.).
Огромную историческую ценность представляют кинохроника о Владимире Ильиче Ленине. Наиболее известные съемки: «Ленин на площади в Кремле во время первой после ранения прогулки на воздухе» (1918 г.), «Выступление Ленина на закладке памятника Марксу и Энгельсу на Театральной площади» (1918 г.) и другие.
Был выпущен ряд фильмов к годовщине Красной Армии (1919 г.): «Красная звезда», «Чем ты был», «Отец и сын». Создано много картин, призывавших к военному обучению («Девяносто шесть» 1919 г.), против дезертирства («Митька-бегунец» 1920 г.), против разрухи («Чините паровозы» 1919 г.). Ставились антирелигиозные фильмы («Сказка о попе Панкрате» 1918 г., «Пауки и мухи» 1919 г.), санитарно-просветительские («Азиатская гостья», «Жертвы подвалов», «Дети - цветы жизни» - все 1919г.).
Так можно выделить два главных фильма советского государственного производства, содержавшие в себе новую идеологию, новое революционное и социалистического искусства. Первый фильм — это одноименная экранизация романа Максима Горького «Мать» производства Москинокомитета, второй - «Серп и молот»
«Мать» 1919г. – режиссер Александр Разумный
Картина про революционную работу главного героя Павла, его аресты, смерть отца, первомайскую демонстрацию и ряд других событий. Впервые в истории советского кинематографа появились образы пролетарских революционеров, подготовивших победу Октябрьской революции. Фильм означал шаг в новое, пролетарское киноискусство.
«Серп и молот» («В трудные дни») 1921 г. – режиссер Владимир Гардин
Фильм был сделан по заказу Всероссийского фотокиноотдела Наркомпросса, первоначально задумавшегося как один из агитфильмов на продовольственную тему. Но в процессе работы он превратился в полнометражную картину на актуальную тему взаимоотношений рабочего класса и крестьянства. Это был первый революционный полнометражный художественно-игровой фильм, отражавший реальность.
Среди кинематографистов, «новаторов», наложивших заметный отпечаток на советский кинематограф 20-30-ых годов, принесших советскому кинематографу мировую славу можно назвать первого документалиста Дзигу Вертова, режиссеров Льва Кулешова (1899 - 1970 гг.) и Сергея Эйзенштейна (1898 - 1948 гг.).
Основными образными сюжетными линиями военного кино стали органическая связанность героя с народной массой, предательство и анархия, борьба на два фронта, против внешнего врага и против внутреннего.
«Большая жизнь» 1939г. – ржиссер Леонид Луков
Режиссер был обвинен в искажении процесса восстановления Донбасса после войны, фальшивом показе советских работников, проповеди бескультурья и невежества. ЦК ВКП(б) постановил запретил выход второй серии «Большой жизни» на экран.
«Иван Грозный» 1944г. – режиссер Сергей Эйзенштейн
Съемки картины утвердил Мосфильм, так как видел в ней возможность разбудить в людях патриотизм. Первая часть картины вышла на советские экраны в 1945 году и имела большой успех. За нее режиссер получил вторую Сталинскую премию в 1946 году. Но постановлением от 4 сентября 1946г. ЦК ВКП вторая серия «Ивана Грозного» была запрещена Сталиным из-за неудовлетворительного отражения официальной исторической доктрины и вышла на экраны только в 1958 году.
«Адмирал Нахимов» 1947г. – режиссер Всеволод Пудовкин
Картина подверглась резкой критике. Генеральный секретарь ЦК КПСС обвинил режиссера в том, что он пытался показать не полководческий талант адмирала, а его личную жизнь.
Кинематограф 50-ых годов характеризуется появлением «новой волны» режиссеров, изменивших лицо современного искусства. Они обращались к теме современности: «Человек родился» (1956 г., режиссер В.С. Ордынский), «Дело было в Пенькове» (1958 г., режиссер С.И. Ростоцкий) и другие.
Старшее поколение кинематографистов также продолжало свою работу. Ими были выпущены много кинолент по литературным произведениям:
«Дон Кихот» (1957 г.) и «Гамлет» (1964 г., режиссер Г.М. Козинцев), «Дама с собачкой» (1960 г., режиссер Л.Е. Хейфец), «Отелло» (режиссер С.И. Юткевич, 1956 г.), «Идиот» (1958 г., режиссер И.А. Пырьев).
С середины 50-ых стали популярны молодые кинорежиссеры, выпускники ВГИКа: Григорий Наумович Чухрай, Марлен Мартынович Хуциев, Лев Александрович Кулиджанов (1924 -2002 гг.), Яков Александрович. Сегель (1923 - 1995 гг.), Алов Александрович Алов (1923 - 1983 гг.), Эльдар Александрович Рязанов (1927 - 2015 гг.).
В 1954 году появляется целый ряд комедийных кинолент: «Веселые звезды» (Вера Строева), «Мы с вами где-то встречались» (Николай Досталь, Андрей Тутышкин), «Укротительница тигров» (Александр Ивановский, Надежда Кошеверова), «Верные друзья» (Михаил Калатозов).
Кинематограф устремился к изображению истинной повседневной жизни и настоящих характеров. Трилогия режиссера Иосифа Ефимовича Хейфица (1905 - 1995 гг.) «Большая семья» (1954 г.), «Дело Румянцева» (1956 г.) и «Дорогой мой человек» (1958 г.), а также «Неоконченная повесть» (1955 г.) Ф. Эрмлера, «Урок жизни» (1955 г.) Ю. Райзмана были созданы на современном материале и затрагивали нравственные категории.
Кинематографисты по-прежнему продолжали обращаться к историческим темам: Революции, Гражданской и Великой Отечественной войнам.
Одним из важнейших и первых оттепельных фильмов стала киноработа по одноименной повести Бориса Андреевича Лавренева - «Сорок первый».
«Сорок первый» 1956г. – режиссер Григорий Чухрай
Кинокартина на X Международном кинофестивале в Каннах в 1957 году получила специальную премию «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». На творческой конференции «Мосфильма» кинокартина была выбрана как лучшая, выпущенная студией за 1956 год. Но еще до выхода фильма на обсуждении художественного совета киностудии «Мосфильм» финал картины у многих участников вызвал неодобрение, советский режиссер Ефим Львович Дзиган обвинил концовку в излишней сентиментальности и в вызывании сострадания у зрителя.
«Летят журавли» 1957г. – режиссер Михаил Калатозов
Фильм, ставший единственной картиной в истории отечественного кинематографа, получившей «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале (1958 г.). Сценарий фильма написан по пьесе писателя, участника ВОВ Виктора Розова «Вечно живые». Кинокартина показывает нам трагическую историю двух влюбленных, которых война разлучила навсегда. Фильм изменил понятия о возможностях советского кинематографа, произведя неизгладимое впечатление на современников, он отражал новое, «оттепельное» осмысление событий Великой Отечественной войны, новый взгляд режиссеров-шестидесятников на величайшую трагедию современности.
«Дело было в Пенькове» 1957 г. – режиссер Станислав Ростоцкий
Фильм стал одним из лидеров проката в 1958 году, а помимо «народного» признания картины, Сергей Ростоцкий за нее был удостоен третьей премии на втором Всесоюзном кинофестивале, проходившем в Киеве в 1959 году. Причины успеха фильма у зрителей и у государства очевидны: он отвечал актуальным проблемам современности. Здесь и жизнь рабочего класса, и стремление к улучшению жизни за счет развития сельского хозяйства, и положительные главные герои, и отрицательная героиня получает «по заслугам».
«Баллада о солдате» 1959г. – режиссер Григорий Чухрай
Картина, которую можно отнести к бесфабульным, рассказывает нам историю простого рядового солдата, который встречает на своем пути разных людей. Таким образом, фильм состоит из нескольких «новелл», некоторые имеют завязку, кульминацию и развязку, другие - обрываются. В фильме о войне практически нет батальных сцен. Дорога в фильме составляет его единство и непрерывность, где все встречи обладают значением для главного героя и зрителя.
«Девять дней одного года» 1961г. – режиссер Михаил Ромм
В бесфабульной по своей сути картине показана жизнь молодых физиков-ядерщиков. Фильм дал начало появлению нового жанра в кинематографе, вызванного достижениями в атомной физике и космонавтики. Однако центральной темой фильма является не проблема науки, а исследование духовного мира человека, ученого, его отношения к работе, его чувства и мысли.
«Человек ниоткуда» 1961г. – режиссер Эльдар Рязанов
Рязанов с экрана показывал негодяев и дураков, абсурдные поступки и подлость некоторых советских граждан, главный отрицательный персонаж к концу фильма не перевоспитывался, не исправлял свои недостатки. Фильм оказался без и морали. Это уже настораживало чиновников. Благодаря репутации Рязанова фильм все же был допущен к показу, но от зрителей и сми последовали те же претензии, что и ранее от комиссии. Финальную точку в этой истории поставил Михаил Суслов. Своё мнение от увиденного он выразил на очередном съезде ЦК КПСС. Спорить с идеологом партии не мог никто, и «Человек ниоткуда» лёг на полку на 27 лет, режиссер же чудом восстановил собственную репутацию, сделав свой следующий фильм государственным заказом.
«Иваново детство» 1962г. – режиссер Андрей Тарковский
Режиссер говорил, что для него «изображение должно быть натуралистично». Под «натурализмом» подразумевался «характер чувственно воспринимаемой формы кинообраза». В своей кинокартине Тарковский анализирует, состояние человека, состояние ребенка, на которого воздействует война. Война нарушает ход нормального развития человека, тем самым разрушая его самого. Так, все что было свойственно возрасту Ивана ушло безвозвратно. Кинокартина принесла режиссеру всемирную известность, завоевав многие награды на международных фестивалях, в том числе главный приз Венецианского кинофестиваля - «Золотой лев».
«Девчата» 1962г. – режиссер Юрий Чулюкин
Легендарный не для одного поколения фильм, мог выйти вовсе не таким каким его принято знать. Так в худсовете настаивали на замене актрисы Светланы Дружининой на женщину более скромных природных данных. Избежать этого удалось благодаря предложению о вырезании части сцен с актрисой, в противном случае фильму грозили пересъемки.
Помимо картины Тарковского существовало много других, не менее легендарных картин о детях и их жизни.
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» 1964 г. – режиссер Элем Климов
Картину про пионерский лагерь представляет из себя аллюзию на советское общество Климов стал снимать еще во время учебы во ВГИКе. По началу фильм не хотели пропускать по целому ряду причин, одной из них стал образ бабушки, комиссии он очень напоминал Н. С. Хрущева. Но работа очень понравилась ему самому, таким образом она вышла в широкий прокат. В дальнейшем кинокартина получила специальный приз и премию жюри на кинофестивале «Международной встречи фильмов для молодежи» в Каннах, проходившем в 1967 году.
«Застава Ильича» 1964 г. – режиссер Марлен Хуциев
В фильме показано возвращение из армии главного героя домой в московскую коммунальную квартиру к его матери и сестре. Он пытается найти свою жизненную цель, что было вполне характерно для фильмов времен оттепели . Но в Госкино посчитали, что фильм «крайне фрагментарен и неопределен по смысловым акцентам». С резкой критикой в адрес картины выступил и Н. Хрущев.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» 1965г. – режиссер Леонид Гайдай
На втором худсовете было принято решение об изменении названия фильма, с изначального «Смешные истории». Сценарная редакционная коллегия в своем заключении постанавливала сократить многие сцены, в том числе сцену с Верзилой в густо положенном черном гриме и сцену проведения экзамена во второй новелле. За отказ Гайдая выполнять эти предписания фильму присудили 2ую категорию.
«Андрей Рублев» 1966г. – режиссер Андрей Тарковский
Было изменено первоначальное провокационное, по словам комиссии, название фильма «Страсти по Андрею». После ограниченной премьеры авторов обвинили в антиисторизме, бездуховности, популиризации жестокости и насилия. Насильно фильм был перемантрован и сокращен. Он был выпущен в ограниченный прокат в 1971г, но фактически так и остался полочным.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» 1967г. – режиссер Андрей Кончаловский
Почти что документальный фильм о жизни в колхозе, снятый с участием непрофессиональных актеров, местных жителей, по их же жизненным историям не был принят ни критиками, ни простыми зрителями. Картину обвиняли в демонстрации не реалистичных кадров: жители деревни показаны неухоженными, с физическими недостатками, поднималась тема безотцовщины, труд был показан однообразно и монотонно, а мысль о его благородстве и вовсе отсутствовала. Комиссии требовали вырезать многие сцены, но режиссер остался непреклонен. Фильм исчез на двадцать лет.
«Комиссар» 1967г. – режиссер Александр Аскольдов
Впервые на экране показали женщину-комиссара в разгар Гражданской войны , которая мучительно выбирает между личным счастьем - остаться с сыном, и общественным долгом - вернуться в армию, бросив ребёнка, так же был поднят еврейский вопрос. Ленту без единого показа положили на полку. Аскольдов пытался защитить свой труд, за что поплатился партбилетом, а потом и местом на студии - за профнепригодность. Режиссёру запретили заниматься кино.
«Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» 1967г. – режиссер Леонид Гайдай
Фильм лишился заставки, где Трус, Балбес и Бывалый по очереди пишут неприличное слово на заборе, но испугавшись свистка милиционера пишут «ХУдожественный фильм». Так же товарищ Саахов изначально носил фамилию Охохов, но цензурный комитет посчитал изначальный вариант фамилии напоминающим фамилию председателя советов министров Кабардино-Балкарской АССР – Асланби Аахова и постановил изменить ее.
«Урок литературы» 1968г. – режиссер Алексей Коренев
Изначально картина носила название «День без вранья» в честь одноименного рассказа В. Токаревой, легшего в основу сценария. Но цензоры увидели в фильме идею порочащею советское общество, а именно идею постоянной лжи, вместо предполагаемой фундаментальной честности. Так же образ главного героя был признан аморальным, антисоветским. Изменение названия фильма на «Урок литературы» не смягчило комиссию, картину не допустили в прокат.
«Интервенция» 1968г. – режиссер Геннадий Полока
Фильм задумывался как экранизация пьесы Л. Славина и приурочивался к 50-летию Октябрьской революции. С самого начала режиссером было решено совмещать театральность и революцию. Уже на моменте написания сценария фильм не советуют допускать к производству так как фильм может напомнить Франции о ее участии в интервенции на Юге России, а это в свою очередь может испортить дружественные отношения между странами. Срок сдачи фильма переносился несколько раз из-за проблем на производстве. Финальный показ картины комиссии проходил в одно время с событиями 21 августа 1968 года, что послужили еще одним фактором рекомендующим к отмене выход картины. Итогом стало решение «Дальнейшую работу над фильмом признать бесперспективной». В попытках спасти картину съемочная группа обращалась с письмом к Л. И. Брежневу, но безрезультатно. Фильм был убран на полку на 20 лет.
«Брильянтовая рука» 1969г. – режиссер Леонид Гайдай
Из-за нежелательных шуток на еврейскую тему фраза управдома «Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу» стала звучать как «Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу!» Гайдаю так же пришлось применять прием с «лишним» кадром. Таким образом из фильма пришлось вырезать кадр со взрывом, но взамен пришлось оставить другие возмутительные сцены.
«Долгие проводы» 1971г. – режиссер Кира Муратова
Взрослый сын созрел покинуть дом и начать собственную жизнь, но мать не готова отпустить его от себя. Кира Муратова снимала мелодраму о взаимоотношениях отцов и детей. Комиссия настаивала на многочисленных правках, перемонтаже фильма. Обсуждение длилось два года, но в итоге картина легла на полку, а Муратову уволили за профнепригодность. Как позже объяснила комиссия причина запрета фильма заключалась в инакомыслие режиссера, она упорно не собирается снимать фильмы об общественном, — только о личном. Муратова была вынуждена устроится инженером научной организации труда, но вскоре её понизили до студийного библиотекаря, позже она вовсе уехала из Одессы в Ленинград.
«Проверки на дорогах» 1971г. – режиссер Алексей Герман
Картина говорит о бывшем военнопленном, который добровольно помогал немцам, но сбежал от них и готов искупить вину службой родине. Фильм снимался по книге отца режиссера «Операция «С Новым Годом!», был поднят вопрос о прощении и втором шансе. Однако комиссия обвинила режиссера в незнании партизанских реалей и героизацию предателей родины. Фильм лег на полку, а Герману удалось остаться в профессии только благодаря заступничеству некоторых режиссёров.
«Старики-разбойники» 1972г. – режиссер Эльдар Рязанов
Для фильма была поставлена и отснята автомобильная погоня, во время которой ГАЗ-21 "Волга" вкатывается по лестнице в подземный переход, затем по ступеням забирается на пешеходный мост через Яузу рядом с Курским вокзалом. Но при просмотре в Госкино эту сцену потребовали убрать, так как она могла послужить дурным примером для других автомобилистов, тем более снята она была почти что незаконно, территорию не ограждали, а местные жители не были предупреждены.
«Иван Васильевич меняет профессию» 1973г. – режиссер Леонид Гайдай
Из фильма удалили кадры с вором с графином водки в руках, посчитав это пропагандой алкоголизма. Слова Ивана Васильевича шведскому послу «Мир и дружба» под давлением цензуры превратились в «Гитлер капут!», напоминая, что Шведы помогали Оси в войне. А в сцене допроса о месте жительства царь отвечает «В палатах», хотя до запрета цензоров должен был говорить двусмысленное «Москва. Кремль». Но тем не менее к фильму у цензоров было огромное количество вопросов и он мог вовсе не выйти в прокат.
«Зеркало» 1974г. – режиссер Андрей Тарковский
Фильм является автобиографической драмой, премьера же фильма проходила в узком кругу, все присутствующее отозвались о фильме положительно. Но председатель Госкино Ермаш обвинил режиссера в злоупотреблении свободой слова. В фильм не стали вносить какие-либо изменения , но в прокат фильм вошел ограниченным тиражом. Ермаш так же вразрез со своим обещанием дважды не отправил фильм на Каннский фестиваль, так же картина не попала и на Московский кинофестиваль.
«Мимино» 1977г. – режиссер Георгий Данелия
Из фильма в разное время вырезали различные сцены по причине излишнего хулиганства, распития алкоголя, а также по политическим причинам. Некоторые сцены удалось сохранить за счет того, что режиссер убрал их, но только из копии, предназначенной для показа в Госкино, советский зритель же их увидел.
«Одинокий голос человека» 1978г. – режиссер Александр Сокуров
Картина была лишена революционной духподъемности, казалась слишком мрачной, предполагались небольшие сборы с показов. Фильм был приговорен к уничтожению, но пленка была подменена и была показана в 1987г.
«31 июня» 1978г. – режиссер Леонид Квинхидзе
Замысел представлял из себя мюзикл сказку о художнике и принцессе. На главные роли режиссёр пригласил артистов балета. И премьера действительно состоялась 31 декабря 1978 года. К сожалению «31 июня» сразу же после показа положили на полку. Причиной стал артист балета Александр Годунов, просивший политического убежища в США. В начале 1980-х во Францию эмигрировал Александр Зацепин, и шансы фильма вернуться к зрителю окончательно растаяли. Но песни из кинофильма продолжили исполнятся, пока в 1984 году театрального режиссёра Юрия Любимова не лишили гражданства. Тогда же запрет коснулся песни «Мир без любимого», в словах которой чиновники усмотрели отсылку к опальному режиссёру.
«Москва слезам не верит» 1979г. – режиссер Владимир Меньшов
Из-за борьбы с пьянством, активно проходившей в стране, сократили разговор Гоши с Николаем, где подвыпивший избранник Катерины сидит за столом в плаще на голое тело, а затем мужчины начинают петь народную композицию «По Дону гуляет». Кадры с Гуриным, который стал алкоголиком, так же вырезали по соображениям цензуры. Советский спортсмен, по мнению худсовета, не мог так низко пасть.
«Отпуск в сентябре» 1979г. – режиссер Виталий Мельников
Фильм снят по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» о классическом лишнем человеке, который имеет все, но страдает и заглушает его алкоголем. И ишь утиная охота ещё способна вызвать его интерес. Даже сам того не ожидая режиссер получил разрешение на сьемки, но при условии, что картина будет преподнесена под видом фильма способствующего борьбе с пьянством. Комиссия «Отпуск в сентябре» даже похвалила, но с премьерой попросила подождать. Так фильм был отложен на полку на восемь лет. Причины запрета так и не были названы, считается, что всему виной отсутствие надежды в фильме, излишняя мрачность и безысходность.
«Экипаж» 1979г. – режиссер Александр Митта
Основной причиной гнева цензоров являлись непотребные и откровенные кадры, из-за чего многие были вырезаны, но фильм все равно получил возрастное ограничение 16+. Принял участие в изменении сценария и Леонид Брежнев. Его не устроило, что по сюжету командир корабля должен был погибнуть. Пришлось снова перекраивать картину – пилота оставили в живых, и в конце «Экипажа» мы видим, как его в больнице навещают коллеги.
«Вами и не снилось» 1980г. – режиссер Илья Фрэз
С цензурой многократно сталкивалась повесть Галины Щербаковой, по которой и был снят фильм. Но и сам фильм цезура не обошла стороной. Госкино требовали изменить имя главной героини, так как имена Роман и Юлька составляли отсылку к произведению Шекспира «Ромео и Джульетта», теперь ее стали звать Катей. Изменен так же был и финал истории, так как казался слишком мрачным в книге Роман намеренно бросается из окна, в фильме же он нечаянно оступается и срывается вниз.
«Агония» 1981г. – режиссер Элем Климов
В основе сюжета фильма личность Григория Распутина и заговор с целью его убийства. Начало производства фильма датируется 1966г. Несколько раз с того момента переписывался сценарий, но ГСРК (Главная сценарная-редакционная коллегия) постановила, что недопустимо Распутина показывать в богатырских тонах по подобию Пугачева, фильм был закрыт. Осенью 1967 года был предоставлен новый сценарий, но через десять дней фильм опять закрыли. В 1973г. По разрешении Ф. Ермаша съемки были возобновлены, но в 1978г. Фильм вернули на доработку. В итоге в 1981г. Фильм был продан за рубеж, но советский зритель увидел его лишь в 1985г.
«Покровские ворота» 1982г. – режиссер Михаил Козаков
К фильму были безжалостны. Сразу после съемок и успешной премьеры в Московском и Ленинградском домах кино картину положили на полку по личному распоряжению Лапина. Новый генеральный секретарь партии Юрий Андропов допустил к показу картину, но спешно вырезать кое-какие сцены. Например, в сцене в больничном парке цензоры усмотрели на решётке за спиной Броневого узоры, похожие на шестиконечную звезду, так же вырезали фразы на немецком, которые говорил Савва. После смерти Андропова в ЦК КПСС поступило письмо, в котором «Покровские ворота» назывались крупнейшей неудачей советского телевидения. В итоге картину снова закрыли, и она пролежала на полке до прихода Михаила Горбачёва6 во время правления которого из фильма потребовали вырезать все сцены, в которых герои выпивают.
«Чародеи» 1982г. – режиссер Константин Бромберг
Идею музыкальной комедии «Чародеи» приняли в штыки изначально, так как сценарий фильма был написан по мотивам запрещенных братьев Стругацких. Тем не менее, режиссеру удалось обойти некоторые цензурные препятствия благодаря превращению сюжета в новогоднюю сказку. Однако, название института «НИИЧАВО» потребовали сменить на «НУИНУ», так удовлетворялся удовлетворяла запрет на научную критику. Кроме того, пришлось вырезать почти все эпизоды с участием кота, разговаривавшего голосом Г. Вицина: по мнению цензоров, его реплики были неприличны.
«Любовь и голуби» 1984г. – режиссер Владимир Меньшов
Цензоры обвиняли Меньшова в пропаганде алкоголя, а сюжетную линию называли «аморальной». Комиссия требовала от режиссера вырезать какие-либо упоминания об алкоголе. Цензоры порекомендовали сократить сцены с героями Юрского и Гурченко. Из-за отказа Меньшова его отстранили от финального монтажа. Из фильма были вырезаны абсолютно все сцены, в которых хоть немного фигурировал алкоголь. Под нож почти полностью пошла роль Юрского. Из-за возможности вовсе потерять картину Меньшов был вынужден принять условия цензоров. Было вырезано семь комедийных сцен, при наличии которых получился бы двухсерийный фильм. Эти сцены были уничтожены лично членами комиссии. Было вырезано большое количество песен, цензура посчитала их текст аморальным и не допустила до слушателей.
Подводя итог, можно отметить, что кинематограф «оттепели» устремился к изображению истинной повседневной жизни, настоящих характеров. Он принес новый тип киногероя: близкого и понятного зрителям. Чаще всего героями становились молодые люди, верные романтическим идеалам, тяготеющие к демократическому преобразованию общества.
«Шестидесятниками» были переосмыслены уже известные темы Революции, Великой Отечественной войны, Гражданской войны. В кинокартинах утверждалась окопная правда, все больше стали показывать не фронтовую жизнь, а разрушенную послевоенную повседневную жизнь героев, события Революции и Гражданской войны рассматривались как общенациональная трагедия. В кинокартинах начинала исчезать бескомпромиссная. Кинематограф стал задавать вопросы про счастье для человека, его смысл жизни. Тем не менее цензура не ослабляла своего влияния и после ухода от власти Н. С. Хрущева, а в отношении авторского кино она чаще всего была безжалостна.
Так же можно проследить возникновение новых жанров, таких как фантастика. Этим явлением кинематограф обязано быстро развевающейся науке, в частности космической отрасли.
Фильмы все больше говорили о человеке, а не об обстоятельствах его окружающих.